Найти в Дзене
Intellectus

Рождение науки

До сих пор идут споры о времени возникновения науки, но большинство специалистов, в том числе и философов, придерживаются точки зрения, согласно которой она родилась лишь в XVII веке. Наука возникла в результате рассмотрения механического движения, и творцом её является Галилей. Физика была первой, которая превратилась в локомотив научного познания и остаётся таковой до сих пор. Почему же наука не возникла в Древней Греции, хотя казалось для этого были все предпосылки, включая геометрию Евклида, изобретения Архимеда и даже математическую астрономию? Дело в том, что древние греки были слишком здравомыслящими людьми. Они так и не смогли определить статус математики. Является ли математика основой природы или служит лишь вспомогательным средством для её описания? Казалось, что здравый смысл прав, ведь в обыденной действительности не существует чисел, идеальных кругов, квадратов и других геометрических фигур. Так как же можно применять к природе математические конструкции, если их там попр
Оглавление

До сих пор идут споры о времени возникновения науки, но большинство специалистов, в том числе и философов, придерживаются точки зрения, согласно которой она родилась лишь в XVII веке. Наука возникла в результате рассмотрения механического движения, и творцом её является Галилей. Физика была первой, которая превратилась в локомотив научного познания и остаётся таковой до сих пор. Почему же наука не возникла в Древней Греции, хотя казалось для этого были все предпосылки, включая геометрию Евклида, изобретения Архимеда и даже математическую астрономию?

Знания в Древней Греции

Дело в том, что древние греки были слишком здравомыслящими людьми. Они так и не смогли определить статус математики. Является ли математика основой природы или служит лишь вспомогательным средством для её описания? Казалось, что здравый смысл прав, ведь в обыденной действительности не существует чисел, идеальных кругов, квадратов и других геометрических фигур. Так как же можно применять к природе математические конструкции, если их там попросту нет? Ответ очевиден – никак. Для Аристотеля оставалось лишь описывать объекты, явления и классифицировать их. Поэтому греческое знание не создало физику.

Создать физику в нашем понимании – это применить к действительности однозначные, точные математические и геометрические законы.

Применение такой парадигмы противоречит здравому смыслу в отношении к природе, но на небесах со сферами и звёздами вполне возможно, и математическая астрономия в конструкции Птолемея была создана, хотя с точки зрения концептуального понимания она ошибочна. Находясь в такой интеллектуальной установке, никто и не пытался в течение многих веков математизировать земное движение.

Физика Аристотеля является ложной, но хорошо разработанной системой, исходящей из данных органов чувств и здравого смысла. С этой точки зрения факты просты и воспринимаются такими, какие они есть. Так, по Аристотелю, естественно, что тяжёлые тела падают вниз, а пламя поднимается вверх.

Присутствовала вера в существование качественно разнородных объектов, а также вера в иерархический порядок Космоса, где любая вещь занимала своё естественное место. Тело может покинуть его только под действием причины, если причина исчезнет, то движение остановится. Действие на расстоянии невозможно. Пустоты не существует, а если бы она была, то тело не знало куда двигаться, поэтому сопротивления не существует. Возникает вопрос, а как же стрела, находящаяся в полёте? Аристотель договорился до того, что воздух увлекает стрелу подобно тому, как лодку увлекает течение воды.

Вклад Галилея

Галилей потратил 20 лет, пытаясь математизировать физику Аристотеля, и потерпел неудачу, впрочем, как и его предшественники. Задача, которая возникла перед ним, заключалась в кардинальной замене одного мира на другой. Необходимо было реформировать структуру нашего интеллекта, заново перестроить его инструменты, представить бытие совершенно новым способом и заменить точку зрения здравого смысла, другой, в корне от него отличной. Галилей критикует позицию, согласно которой знание возникает в результате обобщения опыта. Скорее теория предшествует факту. В этом смысле опыт беспомощен. Фундаментальные законы, определяющие пространственное движение, имеют математическую природу. Как отмечал Галилей, законы природы написаны на математическом языке.

Существующая легенда о том, что Галилей бросал тела разной массы и из этого опыта вывел закон свободного падения, является глубоким заблуждением. Если бы он действительно это делал, то получил бы подтверждение свойственное здравому смыслу, согласно которому тяжёлое тело, конечно, достигнет земли раньше, чем лёгкое.

Галилей утверждал, что тела разной массы падают с одинаковой скоростью. Это знание он получил теоретическим путем. «Предположим, рассуждал Галилей, что тяжёлые тела падают быстрее, чем лёгкие. Тогда присоединив к тяжёлому телу лёгкое, мы должны были бы замедлить его падение. Но суммарная масса тяжёлого вместе с лёгким телом больше, чем масса одного только тяжёлого тела. Следовательно, соединённые вместе тела должны падать быстрее, чем одно тяжёлое. Но связка не может падать одновременно, и медленнее, и быстрее, чем одно тяжёлое тело. Поэтому скорость падения всех тел одинакова и не зависит от их веса».

Одно только это рассуждение могло бы обессмертить его имя. Эти знания вступили в противоречие с наблюдениями здравого смысла и для его устранения, Галилею пришлось отказаться от мнения Аристотеля и постулировать существование пустоты, которую мы не имеем в обыденном опыте, так как живём в газовом пузыре планеты. Что касается экспериментов, то большинство их было мысленными. Только впоследствии Галилей научился получать вакуум в капиллярах и скатывал в них водяные шарики разной массы. В результате в эксперименте он подтвердил теоретический вывод.

Научная революция

Галилей заложил основы научной революции XVI века, открывшей эру научного знания и приведшей к возникновению математического экспериментального естествознания. Эта революция характеризовалась следующими чертами:

  • разрушение Космоса и, как следствие, исчезновение из знания всех основанных на нём понятий;
  • геометризация пространства, т.е. замена качественно дифференцированного и конкретного пространства предгалилеевской физики на однородное и абстрактное пространство евклидовой геометрии.
Как отмечает А. Койре, эти две характеристики можно выразить следующим образом: математизация (геометризация) природы и, следовательно, математизация (геометризация) науки.

Теперь геометрия Евклида мыслится как реальное физическое, бесконечное пространство, к которому можно применить точные законы геометрии. Разрушение иерархического Космоса привело к пониманию того, что в этом бесконечном пустом пространстве находятся тела, управляемые одними законами.

Возникновение этой парадигмы, приведшей к смене интеллектуальных установок, ознаменовалось возникновением научного знания и методологии научного мышления, духовное торжество которого является основой современной цивилизации.

Платформа Дзен по определённым причинам меняет алгоритмы показов. Если вы уверены, что подписаны на канал рекомендуется проверить это в связи с возможной автоматической отпиской.

Также материалы по теме «Наука о науке»: