Что же это за животные, в чем их уникальность и где их можно встретить?
Когда рано утром высоко в горах среди скал и снежников ты выходишь из своей палатки, можно услышать резкий свист. Нет, это вовсе не приветствие туриста из соседнего лагеря. Так свистят горные козлы – туры, которые завидев человека, дают сигнал своему стаду об опасности.
Во время походов в высокогорных районах Западного Кавказа эти животные встречаются довольно часто. Они пасутся на альпийских лугах. Часто забираются на вершины гор, в труднодоступные районы, поближе к ледникам и снежникам, где камней больше, чем травы.
Иногда они своими копытами могут сбрасывать на туристов камни. Поэтому во избежание опасности их приходится просто прогонять с горы криками. И туры, как мячики скачут по недоступным скалам, прячась подальше от людей.
На Кубани мне они встречались на просторах горы Большой Тхач, Ачешбоках, хребте Агиге, хребте Сергиев Гай, в Кавказском заповеднике у Имеретинских озер.
В Карачаево-Черкессии мы их наблюдали на горе Седой и горе Уруп, у ледника Гвандра, у долины Мырды, у поляны Крокусов в долине Кичкинекол, в верховьях реки Марка.
Чем выше идешь в горы, тем их больше. Что же это за животные?
Это кубанские или западнокавказские туры - довольно крупные горные козлы, весом 60-100 килограммов. Они обитают только на территории Краснодарского края и регионах Западного Кавказа на узкой полосе на границе России с Абхазией и Грузией.
Самцы туров отличаются массивными изогнутыми рогами длиной около 75 сантиметров. У самок рога маленькие, слегка наклонены назад.
Чаще всего на глаза туристам попадает турий детский сад – стадо самок с детенышами. Они привыкли, что люди их подкармливают солью. А соль для туров – изысканное лакомство. Если вы рассыплете ее на камнях и отойдете в сторону, то станете свидетелями забавного представления.
Туры набросятся на соль, будут драться за нее, бесконечно сталкиваясь рогами. Про существование людей они просто забудут. Турьи козлята так вообще все время бьются рогами друг с другом. Взрослые особи ведут себя более степенно.
Иногда туры могут обступить со всех сторон ваш палаточный лагерь, изучая и обнюхивая его со всех сторон.
Но в турьем детском саду вы практически не увидите самцов. В основном взрослые холостяки с огромными рогами держатся отдельным стадом подальше от людей. Встретить их вблизи – большая удача.
В основном понаблюдать за турами с близкого расстояния можно на территории Кавказского или Тебердинского заповедников или в пограничной зоне, где животные не особо боятся людей, так как там охота на них строго запрещена.
А за пределами заповедников туры довольно пугливы. Хотя охота на них запрещена и там, но браконьеры с ружьями нет-нет, да и встречаются в этих местах.
Сергей Шептун
Наша справка
Как туры живут в горах Кавказа?
Источник: Жизнь животных. Млекопитающие, или звери под редакцией профессоров С.П. НАУМОВА и А.П. КУЗЯКИНА. 6 том
Как рассказывают исследователи, изучающие животных, кубанские западнокавказские туры очень осторожны. Взрослые самцы все лето проводят высоко в горах, не позволяя никому приблизиться к ним.
Самки живут небольшими стадами с матриархальным строем, помогая друг другу воспитывать молодняк. Их группы состоят из нескольких взрослых животных, малышей и годовичков. Чаще всего в таком стаде все родственники. С группой самок могут ходить один-два взрослых самца.
Замечено, что турицы очень заботливые матери. Они подвергают свою жизнь огромной опасности, когда пасутся неподалеку от своих турят и не имеют возможности быстро убежать в горы. Даже при стрельбе мать никогда не бросит малыша и будет до последнего стараться увести его от охотников.
Молодые самцы воспитываются в таких стадах до половой зрелости. Затем они покидают матерей и присоединяются к группам холостяков. В возрасте 6-7 лет самец становится достаточно сильным, чтобы побороться за внимание прекрасных туриц.
Зимой кубанские туры иногда собираются в довольно многочисленные разнополые стада, чтобы легче было перенести холодное время года. С кормом становится туговато, поэтому они едят не только засохшую траву, которую можно раздобыть под снегом, но и объедают кору с хвойных деревьев, грызут хвою, молодые побеги ив и берез, а также с большой охотой поедают листья плюща и зимнезеленой ежевики.
Живут туры в скалистых участках альпийского пояса гор и в скалах лесного пояса. В течение года они перемещаются в пределах одного хребта или горного отрога, но не предпринимают дальних кочевок. С наступлением весны в горах, в апреле — мае, туры, зимовавшие в альпийском поясе, спускаются к верхней границе леса, собираясь на солнечных склонах.
Сюда же поднимаются животные, которые зиму провели в лесах. В итоге обе до того разобщенные популяции соединяются вновь. На некоторых участках, где в первую очередь появляется зелень, в это время образуются стада до 100 и более голов.
По мере таяния снега туры поднимаются выше, в июне—июле основная масса животных собирается в альпийском поясе. Во второй половине лета туры тяготеют к участкам, где сохранились снежники и есть ледники, у которых они проводят жаркое время дня.
В конце августа — сентябре часть туров, главным образом самки с молодняком, спускаются к верхней границе леса, где по влажным лощинам и теневым склонам еще сохраняется свежая зелень. В конце октября или в ноябре, с появлением снега, одна часть туров спускается в лесной пояс, другая поднимается выше, на места зимовок в альпийском и субальпийском поясе, и держится на «выдувах» и «выгревах» — участках, откуда ветер сдувает снег или он быстро испаряется под лучами солнца и действием ветра.
Летом в альпийском поясе туры кормятся почти всеми травянистыми растениями. Особенно охотно они поедают злаки, такие, как душистый колосок, овсяница, мятлик. Не избегают они и ядовитых для домашних животных растений: чемерицы, анемонов, борца и др.
Зимой они кормятся сухой травой, а также едят побеги рябины, клена, осины, сосны, пихты, других деревьев и кустарников. Испытывая недостаток в минеральных солях, туры охотно посещают искусственные солонцы, приходя к ним за 15—20 км.
Летом дневные часы, с 9—10 часов утра до 3—4 часов дня, проводят на лежках. На пастбищах туры редко встречаются с другими дикими копытными, в том числе и сернами, отгоняя последних, если они приближаются к их пастбищам.
Интересно, что туры совершенно не обращают внимания на медведей, которые нередко бывают вблизи от пасущихся туров, как бы подчеркивая этим, что медведь не настолько ловок в скалах, чтобы причинить им какой-либо вред.
Вместе с тем к турам очень трудно подойти, особенно к большому стаду. Постоянно один или несколько животных настораживаются, поднимая голову, и при появлении малейшей опасности издают резкий свист, служащий сигналом тревоги. Зрение у туров развито великолепно, и они замечают человека на очень большом расстоянии, однако обычно не проявляют беспокойства до тех пор, пока видят опасность.
Но стоит человеку скрыться в ущелье или за хребтом, как туры быстро уходят. Очень хорошо развито у туров и обоняние: запах человека они чуют за несколько сотен метров.
Гон у туров начинается во второй половине ноября и продолжается до конца декабря — начала января. Проходит он спокойно, никаких особо ожесточенных драк между самцами не бывает.
Самцы туров дерутся в это время немного чаще, чем в любое другое время года. Драки самцов всегда ритуальны: два самца, встретившись, застывают один против другого, затем, встав на задние ноги, резким движением опускаются вниз, в результате чего сталкиваются рогами. Удар бывает настолько сильным, что звук слышен более чем за километр. Обычно после одного-двух ударов самцы расходятся.
По многолетним наблюдениям зоологов, никаких гаремов у туров не бывает. Животные в период гона держатся смешанным стадом от нескольких особей до сотни и более голов, только подростки чаще держатся немного поодаль от взрослых самцов и самок.
Самцы в это время много бродят от одной группы самок к другой. Выбрав одну из самок, кавалер вытягивает вперед голову и в таком положении с опущенными вдоль лопаток рогами, мелкими семенящими шагами подбегает к ней. Если самка не принимает ухаживания самца, она наносит ему быстрые, короткие удары рогами, и неудачливый кавалер уходит.
Иногда за одной самкой ходят, проявляя к ней внимание, два-три самца, но по отношению друг к другу они ведут себя довольно миролюбиво.
Беременность у самок туров продолжается 150— 160 дней. Основная масса самок приносит потомство с конца мая до середины июня.
Перед родами самки держатся отдельно в верхней части лесного или в субальпийском поясе гор. Как правило, самка приносит одного туренка, очень редко — двух. Первые дни туренок лежит в укрытии, но через неделю начинает сопровождать мать.
Большинство самок впервые принимает участие в размножении в трехлетием возрасте и приносит первого туренка в четырехлетием возрасте.
Самое опасное время года для туров — весна, когда часты лавины. Подтаявшие пласты снега обрушиваются со склонов и становятся могилой даже для таких ловких скалолазов, как туры. Засыпанных лавинами животных легко находят медведи, учуяв их даже под многометровой толщей снега.
Летом, когда снег в большинстве долин сходит, оттаявшие трупы козлов становятся пищей для падальщиков — сипов, бородачей, ворон и галок. На живых туров охотятся волки и рыси.
В настоящее время (в 70-е годы 20 века) на Западном Кавказе живет около 25 тысяч кубанских туров. Большая часть поголовья сосредоточена в заповедниках. Так, в Кавказском заповеднике в настоящее время обитает около 15 тысяч кубанских туров и плотность популяции в среднем составляет около 200 голов на 1000 гектаров. Сейчас здесь можно встретить стада туров до 300 голов.
Сейчас в 2022 году по данным пересчетов животных в Кавказском заповеднике насчитывается 3 тысячи кубанских туров, в Тебердинском заповеднике - около 2 тысяч. Сколько кубанских туров насчитывается за пределами заповедников не известно. Думаю, что меньше, чем в заповедниках.