Найти в Дзене
Книжная аптека

Михаил Хлебников «Союз и Довлатов»: автор о своей книге

Обещала вам рассказать о презентации книги «Союз и Довлатов», которая проходила в «Буквоеде» несколько дней назад. Автор книги – Михаил Хлебников -литературовед и литературный критик, доктор философских наук, участник Большого жюри премии «Национальный бестселлер», постоянный автор «Литературной газеты», «Вопросов литературы», «Сибирских огней» и других изданий.

На таких встречах я всегда веду записи)), поэтому сейчас вы можете прочитать почти прямую речь Михаила Хлебникова:

«Старшеклассником я зачитывался перестроечным журналом «Огонек» и особенно рубрикой, которую вел Виктор Ерофеев «Поверх барьеров». Там я и прочитал интервью с Довлатовым и его небольшой рассказ. Интервью было необычным, оно отличалась от интервью всех других писателей-эмигрантов. Довлатов удивлял своей простотой, непритязательностью и нежеланием, в отличие от других, обозначать себя как успешный и уж тем более как великий писатель. Это была моя любовь с первого интервью и рассказа. В 1994 году на стипендию и одолженные деньги купил трехтомник Довлатова за 700 руб. И с тех пор собирал о нем все: интервью, воспоминания, книги, позже документы.

Почему написал эту книгу? С одной стороны, потому что меня не очень устраивали имеющиеся биографии Довлатова. Изучая всю жизнь его биографию и творчество я понимал, что мне есть что сказать об этом писателе. С другой стороны – жизнь Довлатова хорошо описана самим Довлатовым. Но! В бесчисленных вариантах: например, мы можем прочитать три варианта его знакомства с женой. И мне очень нравится, что биография Довлатова не окончательная. До сих пор выходят новые письма, какие-то документы. Довлатоведение очень живое. Его образ постоянно уточняются, всплывают новые истории и подробности».

Михаил Хлебников рассказал, что вышла только первая часть его книги о Довлатове, она охватывает его жизнь до эмиграции, жизнь в СССР. В книге много подробностей о жизни Ленинградского отделения Союза писателей, о взаимоотношениях литераторов. Это необходимо чтобы понять, почему Довлатов всегда находился на периферии литературного процесса, почему не встраивался в систему. Но все это время у него была насыщенная яркая литературоцентричная внутренняя жизнь. Первая часть заканчивается днем его вылета из аэропорта Пулково. Вторая часть рассказывает о жизни Довлатова в эмиграции, и в этой книге самого Довлатова будет больше. Вторая часть уже в печати в издательстве "Городец", выйдет в декабре этого года.

-2

«Евгений Рейн говорил о Довлатове, что он был человеком, нацеленным на неуспех: что бы он не делал - его ожидал крах. Довлатов не попал ни в одну эпоху, в которую он жил. Шестидесятые – это мир пафоса, ярких надежд и лозунга «Время, вперед!». Довлатов же был далек от самого этого понятия - «пафос». Семидесятые – годы расцвета мещанства, крушение идеалов шестидесятников, крушения надежд и пафоса; это эпоха структурирования. Все, кто остался в Союзе, заняли свои теплые места и «полочки», Довлатову же и полочки не хватило, и сам он не был человеком структуры, ему всегда была присуща внутренняя свобода духа. Но несмотря на это, сам он абсолютно не хотел уезжать из СССР. При том, что его не печатали, он все равно понимал, что «здесь мои читатели».

За границей у него был период воодушевления и надежд, когда его повести стали активно переводить на английский язык. Но для англоязычного читателя он одновременно был и прост и сложен, была недоступна его едкая и в то же время лиричная ирония, основанная на советских реалиях».

Михаил Хлебников отметил, что в процессе написания книги его отношение к Довлатову становилось все лучше и лучше. На вопрос, почему его книги так популярны, он ответил, что чтение Довлатова – это терапия. Его проза не устаревает: он писал о семидесятых, но его герои вне времени, он смог уловить и отразить красоту, противоречия и беды русского характера. Его книги читают и сторожа и доценты, его фразы становятся крылатыми и помогают читателям пережить сложные моменты жизни.

-3

Еще несколько интересных фактов о Сергее Довлатове:

  • Он очень любил писать письма. Писал всегда подробно; и в письмах, как и в жизни, был очень правдив. Известен случай, как опубликованные его письма к брату Борису, в которых он без прикрас рассказывал о жизни писателей в Америке, вызвали большое недовольство там, Довлатов даже был вынужден писать объяснительную руководству радио «Свобода».
  • Был очень неуверенным в себе человеком, никогда не говорил о себе в превосходных степенях и не считал большим писателем, согласен был быть обычным нормальным средним писателем.
  • Страдал от своих пороков. Осознавал, что его болезнь – алкоголизм – мешает ему работать, в последние годы жизни боролся с курением, очень хотел продлить свою жизнь, чтобы писать и редактировать уже написанные тексты.
  • Довлатов – это в какой-то степени миф. С каждым годом после его ухода у него становится все больше и больше друзей. Причем в мемуарах разных людей одно и то же событие довлатовской жизни может быть описано совершенно по-разному. Красноречив пример с М.Веллером. На самом деле у него с Довлатовым был всего один телефонный разговор, лично они никогда не встречались. Между тем Веллер записал себя в друзья и написал целый роман об этом.
-4

Довлатов ушел, не зная, что его будут читать и любить. И в этом он опять оказался неуспешным: хотел быть средним, а стал большим русским писателем.

Любите книги Довлатова? Планируете читать его биографию "Союз и Довлатов"?

  • Благодарю за ваш "лайк", если было интересно. Ваши знаки внимания развивают канал и придают автору уверенности!
  • Приглашаю подписаться, чтобы не пропустить новое интересное о литературе, книгах и театре.
  • Заходите почаще, будем общаться