Название этой статьи подсказала одна из читательниц, впрочем, как и тему.
Я не могу ручаться, что мои данные достоверны, но постараюсь придерживаться того, что мне рассказывали родители.
Итак, начнем немного издалека. Предки по материнской линии жили в станице Грушевской, неподалеку от Новочеркасска и там, где сейчас располагается аэропорт "Платов". Были они зажиточными, прадед был урядником станицы, держал лавку в Новочеркасске. Бабушка вспоминала, что дома у них была гувернантка, которая учила ее грамоте, хорошим манерам, музыке. Но однажды бабушке не повезло - по недосмотру она оказалась в речке и начала тонуть, и, к счастью, была спасена. Но этот случай имел некоторые последствия - бабушка заболела и перестала слышать, а затем и говорить. И в духовном плане произошли изменения. Поскольку в ее семье все были православными, следовали всем канонам церкви, то и она тоже была как и все. А после того случая она перестала верить в Бога. Она посчитала, что Он не должен был допустить такого с маленькой девочкой. О мамином отце у меня нет данных. Но я полагаю, что он был тоже уроженцем донского края.
У родителей отца была другая история. У его матери, Юлии, было 4 сестры: Вера, Катя, Домна и Мария. Домну и Веру я не застал, Марию помню совсем немного. Они все родились под Одессой, и в 20-х годах, когда там стало голодно, они все вместе уехали в Гагру и поселились там. Мой дед, муж Юлии, вскоре после рождения моего отца ушел из семьи. Поэтому я о нем очень мало знаю. Известно, что он в самом начале войны был призван и погиб в боях под Николаевом, в 1941 году.
Когда отец был еще маленьким, он простыл и начался менингит. Его выходила бабушка Катя, его тетя. Но он утратил слух и голос. Но, несмотря на эти трудности, он оставался довольно жизнерадостным и позитивным человеком.
В 69 году родители встретились на море - мама поехала с подругами отдохнуть, ну и закрутился роман, переросший в семью).
Жили родители в Гагре, но рожать меня и брата мама уезжала в Ростов-на-Дону. Поэтому и получается, что родился я в Ростове, но жил в Гагре).
Как я уже упоминал, родители на летних каникулах отправляли меня в Ростов, к родственникам. А на зимних каникулах мы часто ездили к знакомым родителей то в Москву, то в Питер. В Питере жила двоюродная сестра отца, а во Всеволожске - его друг.
Вот с тех поездок у меня стали появляться вкусовые пристрастия. Мы однажды поехали к родственникам мужа маминой сестры - в деревню под Арзамасом. Путь туда для меня показался очень сложным. Но там я впервые попробовал настоящие соленые грибы. Их сначала варили в чугунке довольно большого размера, поставив во дворе "буржуйку". Запах от этого варева шел такой, что я глотал слюни..Мне дали потом попробовать перед закаткой этот продукт. Мммм..это было нечто невообразимое для меня. С тех пор я с неохотой могу съесть небольшое количество магазинных маринованных грибов.
А в другой деревне, о которой я уже писал, я попробовал в первый раз парного молока. Сначала оно вызвало некоторый дискомфорт обоняния..
Но я заставил себя попробовать. Хозяйка сама пекла ржаной хлеб. И уже через пару дней для меня самый вкусный завтрак был такой: 0,7 литра парного молока, черный хлеб и несколько стрелок зеленого лука с огорода. Ох и шайбу я себе отъел за те 2 недели, что мы были там))..
В одном из своих комментов я рассказывал, что в Гагре зимой бывают довольно сильные штормы. Зима 78/79 годов была суровой и шторм был такой силы, что поломал волноотбивную стену возле пансионата "Энергетик". Вот на этой фотке остатки старой стены.
Когда ее решили убрать, чтобы не мешала отдыхающим, то почему-то решили делать это в разгар сезона. Подогнали плавучий кран, бурили шурфы и взрывали. Огородили пляж, отогнали отдыхающих. Я пришел поплавать и расположился неподалеку. Первый гудок, взрыв..Все стоят, смотрят на этот каменный фонтан. Тут один из мужчин бросается с волнореза в море и быстро плывет в сторону буйков. Что-то там возится и уже неспешно плывет обратно. Его торопят, но он продолжает неспешно приближаться к берегу. Вот он поднимается на волнорез и у него из плавок торчат два рыбьих хвоста))..Он заметил оглушенную рыбу и решил сплавать за ней.
Пусть наше прошлое остается таким же воздушным и легким как этот одуванчик, каким бы сложным, горьким или тяжелым оно не было. Мир не всегда бывает к нам добр, но мы можем быть добрыми по отношению к своим близким и родным.