Считается, что в Японию искусство выращивания миниатюрных деревьев было привезено в VI веке буддийскими монахами секты Чань.
Чань-буддизм (кит. 禪, «сосредоточение, созерцание») — это китайская школа, сложившаяся в период V—VI веков в процессе соединения буддизма махаянского с традиционными учениями Китая. Учение распространилось за пределы Китая, и на основе чань среди прочих появилась японская школа дзэн (XII век). В Японии выращивать деревья в горшках одними из первых начали монахи дзэн-буддийской секты Риндзай.
Махаяна (санскр. महायान, «великая колесница») — наряду с Тхеравадой (санскр. थेरवाद, «учение старцев») - одно из двух основных существующих направлений буддизма. Ранние сутры Махаяны были написаны в конце I века до н. э. в Южной Индии. Существует много теорий происхождения Махаяны. Одна из них, лесная гипотеза, говорит о том, что Махаяна появилась вследствие жесткого аскетизма части буддистов, выбравших жизнь в лесу.
Учения Махаяны во II веке распространились в Китае благодаря Чжи Лоуцзячань (Локакшема), первому переводчику сутр Махаяны на китайский язык. Ранние китайские переводы махаянских сутр также в значительной степени поощряли проживание в лесу и практики аскетизма.
Дерево Бодхи, Бо (bodhi tree, дерево пробуждения) – священное дерево в буддизме и некоторых других религиях. Другие названия дерева: ашваттха (ashvatha), санскрит; ашаттха (assattha) и руккха (rukkha), пали; «пипал» (Peepal), хинди; sacred fig, английский; фикус священный, русский; Ficus religiosa, латынь. Встречается название фикус бенгальский.
Это вечнозеленое дерево семейства тутовых (Moraceae), произрастает в Индии, Непале, Шри-Ланке, юго-западном Китае и странах полуострова Индокитай.
Практика медитации под этим священным деревом известна еще с добуддийских времен.
Название «Бодхи» («пробуждение») связано с тем, что именно под деревом этого вида достиг пробуждения Будда Шакьямуни (563 до н. э. — 483 до н. э.), основатель буддизма.
Легендарное дерево Бодхи росло в роще Урувелла, в Бодх-Гайе (Bodhgaya, штат Бихар, Индия). После смерти Будды Шакьямуни это была единственная живая буддийская реликвия.
Царь Ашока индийской династии Маурья (273 по 232 год до н. э), поклоняясь этому дереву, вызвал ревность своей супруги Тисьяракшиты. По приказу царицы легендарное дерево было срублено, но впоследствии проросло из корней.
После смерти Ашоки по приказу царя Пушьямитра (149-141 гг. до н.э.) династии Шунга (185-73 гг. до н. э) дерево также было срублено, но снова проросло.
В VII веке нашей эры дерево Бодхи было сожжено по приказу бенгальского короля Шашанки (? - ок. 635 г.). Но корневая система выжила, дерево вновь возродилось.
С первых военных походов мусульман на Индию в середине VII века и до утверждения во второй половине XIX века Британских колоний дерево не подвергалось покушениям, но и не почиталось как святыня. Оно просуществовало до 1876 года, погибнув во время бури.
В 1881 году британскими археологами, восстанавливающими древний храм Маха Бодхи, построенный рядом с деревом, была посажена новая святыня - саженец от дерева Джая Шри Маха Бодхи (Jaya Sri Maha Bodhi) из Анурадхапуры (Шри-Ланка).
Во времена Ашоки отводку ветви дерева Бодхи сохранила для себя Сангамита Тера, дочь Ашоки. Дерево было привезено на Шри-Ланку. В 249 г. до н.э. оно было посажено королем Деванампием Тиссом (247 г. до н.э. по 207 г. до н.э.) в парке Махамеванава в Анурадхапуре. Этот фикус Джая Шри Маха Бодхи является древнейшим живым посаженным человеком деревом с документированной историей.
В XX веке он несколько раз пострадал от штормов. В 1929 году его пытался срубить религиозный фанатик. В 1985 году у подножия святыни тамильскими террористами были расстреляны несколько буддийских монахов.
С распространением буддизма стало традицией высаживать ростки, официально взятые из Бодх-Гайи и Анурадхапуры в буддийских храмах. Потомки этих святынь произрастают во многих местах от Таиланда до Японии.
В 1970 году лама Жамбал-Доржи Гомбоев (1897—1983) высадил ростки из Бодх-Гайи в специальном павильоне в Иволгинском дацане (Бурятия). Это самый северный потомок дерева Бо.
В 2017 году росток дерева Бодхи из Анурадхапуры был передан в Калмыкию.
Вероятно, некоторые деревья и плоды распространили по миру туристы и паломники. Говорят, что в Интернете можно встретить рекламу о продаже посадочного материала от потомков дерева Бодхи.
Почему мы говорим об этих деревьях здесь, на странице об эстетике бонсай?
Во-первых, это рассказ о почитании деревьев, о том, как можно созерцать их красоту и величие, оберегать, создавая и сохраняя их историю. Разве не так поступают люди, увлеченные бонсай?
Во-вторых, посмотрите на священные деревья бодхи. Несмотря на свои огромные размеры – оцените их общий вид и пропорции вместе с каменными оградами – чем не деревья в плошках?
В третьих, разве не такие же мотивы на пути самопознания заставляли людей высаживать деревья в горшках в своих домах, удаленных от великих святынь, и медитировать, и созерцать, и размышлять, и наслаждаться?
В четвертых, в одной из статей об истории бонсай прочитала фразу, смысл которой в том, что проще дерево (храм) доставить к женщине, чем женщину к дереву (храму). И, согласитесь, в этом есть и здоровый юмор и разумный практицизм. Фикус, выращенный дома, как «алтарь» всегда мог стать центром религиозных чаяний тех, кто не мог себе позволить паломничество и частые «выходы» в свет.
Продолжая говорить серьезно, отмечу, что наличие в истории столь значимых религиозных святынь и возрождение их в определенном сообществе через сотни лет не могло произойти без передачи информации о них, сохранении их копий в монастырях и религиозных общинах, в культуре, в семейных традициях. Создание своей маленькой копии дерева, сохранение его на протяжении многих лет, передача потомкам – это и одна из основ культуры бонсай.
И не передача ли культуры выращивания деревьев в горшках в числе прочих помогла распространиться буддизму по азиатскому региону и достигнуть Японии – страны, которая довела эту культуру до высшего уровня эстетики и распространила по всему миру.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.
Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.
Самое интересное – впереди.