Сегодня представить жизнь человека без смартфона, телевизора, сложной бытовой техники практически невозможно. Однако бывают случаи, когда приобретенный товар оказывается некачественным. В такую ситуацию попала Мария Протопоповна – у нее сломался сотовый телефон, который она купила полгода назад. Естественное желание – вернуть его обратно. Но все ли так просто с возвратом техники? Поговорим о том, к какой категории товаров относится сотовый телефон, можно ли вернуть некачественную технику и что делать, если вам не понравился купленный холодильник, телевизор или автомобиль.
Начнем с того, что сотовые телефоны, имеющие сенсорный экран и обладающие двумя и более функциями, относятся к группе технически сложных товаров. Помимо телефона к таким товарам относятся автомобили, компьютеры, цифровые фото- и видеокамеры, телевизоры, холодильники, стиральные и посудомоечные машины. Полный и закрытый перечень технически сложных товаров закреплен в постановлении Правительства РФ от 10.11.2011 №924.
Так вот, законом предусмотрен особый порядок возврата или обмена товаров, включенных в данный перечень. Особенность состоит в том, что вернуть и обменять их можно только при наличии недостатков либо если не предоставлена полная и достоверная информация. Кроме того, возврат и замена такого товара зависят от срока обнаружения недостатков – прошло или нет 15 дней с момента передачи товара потребителю.
Как следует из ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», при обнаружении в технически сложном товаре недостатков потребитель вправе:
– вернуть товар и потребовать возврата уплаченной суммы;
– потребовать обмена товара на аналогичный;
– потребовать заменить на товар другой марки (с перерасчетом покупной цены).
Любое из этих требований можно предъявить в течение 15 дней после передачи товара покупателю. Причем характер недостатка (например, даже если недостаток устраним) в данном случае значения не имеет. Обратите внимание: 15‑дневный срок считается со дня, следующего за днем передачи товара (непосредственно день покупки не учитывается).
Однако если с момента покупки прошло более 15 дней, то вернуть технику ненадлежащего качества и получить деньги обратно можно лишь в трех случаях:
– если выявленный недостаток является существенным. Как разъясняет закон, под существенным недостатком товара понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени. К примеру, если телефон стоит 10000 руб., а из-за обнаруженного дефекта требуются заказ оригинальных деталей и ремонт, который обойдется в 20000 рублей, то тут явно существенный недостаток, товар нужно возвращать. Также неустранимым будет признан недостаток, который выявляется неоднократно или проявляется вновь после устранения;
– если нарушен срок устранения недостатков, который в обязательном порядке должен быть определен и не может превышать 45 дней;
– если в течение хотя бы одного года гарантии товаром нельзя было пользоваться более чем 30 дней по причине неоднократных ремонтов, которые осуществлялись из-за разных недостатков товара.
Обратите внимание! При приобретении технически сложного товара ненадлежащего качества в интернет-магазине (дистанционным способом) действуют те же правила возврата, что и при совершении покупки в обычном магазине.
И еще такой момент! Технически сложные товары надлежащего качества обмену и возврату в течение 14 дней после покупки не подлежат. Например, если человек купил холодильник, но в процессе установки стало понятно, что он не подходит по габаритам, магазин обратно не примет его на законных основаниях.
Исключение – товары, приобретенные дистанционным способом. Для них действуют другие правила. В частности, возврат технически сложного товара бытового назначения (применительно к товару надлежащего качества) возможен в любое время до его передачи, а после передачи – в течение 7 дней, в случае если сохранены его потребительские свойства и товарный вид, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.
Обращаем внимание потребителей на еще один нюанс, касающийся покупки технически сложного товара дистанционным способом: если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи.
#ПрезидентскиеГранты
#ФондПрезидентскихГрантов
#Профзащита
#Профконсалтинг_Плюс
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».