Найти тему
Живописные истории

Мария, поклоняющаяся Младенцу, с юным Иоанном Крестителем и Святым Бернардом (Поклонение в лесу)

Фра Филиппо Липпи (1406-1469) был всего на пять лет моложе Мазаччо и находился под сильным влиянием творчества последнего, особенно фресок в Санта-Мария-дель-Кармине, которые были написаны, когда Филиппо был там братом-кармелитом.

Однако он начал свою работу как художник только после ранней смерти Мазаччо. Наряду с Фра Анджелико, Доменико Венециано и Уччелло, Фра Филиппо Липпи был одним из ведущих флорентийских художников середины 15 века. Среди его учеников были его сын Филиппино Липпи и, прежде всего, Сандро Боттичелли.

Фра Филиппо Липпи. Алтарный образ "Мария, поклоняющаяся младенцу, с мальчиком Иоанном и Святым Бернардом (Поклонение в лесу)", 1459 г.
Фра Филиппо Липпи. Алтарный образ "Мария, поклоняющаяся младенцу, с мальчиком Иоанном и Святым Бернардом (Поклонение в лесу)", 1459 г.

Данная работа была написана Липпи примерно в 1459 году по заказу семьи Медичи в качестве алтаря для частной часовни в их палаццо во Флоренции. После изгнания Медичи в 1494 году картина была перенесена в палаццо делла Синьория. А в середине 16 века вернулась обратно во дворец Медичи (В наши дни этот алтарный образ заменен искусной копией).

"Поклонение в лесу" связано с точки зрения композиции и иконографии с двумя алтарными образами, которые Филиппо Липпи написал в 1450-х и начале 1460-х годов: один, датируемый вскоре после 1453 года и выполненный для монастыря монахинь Анналена (Флоренция, Уффици), и работа, которую жена Пьеро де Медичи заказала в около 1463 года для кельи Святого отшельника Камальдоли в районе Казентино к востоку от Флоренции (также в Уффици).

Поклонение младенца Христа с юным Иоанном Крестителем и св. Ромуальдом
Поклонение младенца Христа с юным Иоанном Крестителем и св. Ромуальдом

На всех трех картинах отшельник в одеянии монаха присутствует в молитве при чудесном событии. В случае с картиной 1459 года это святой Бернард Клерво, основатель цистерцианского ордена. На двух алтарях, написанных для Медичи, также изображен юный Иоанн Креститель, святой покровитель Флоренции, в то время как Иосиф отсутствует.

Мотив коленопреклоненной Богоматери, поклоняющейся младенцу Христу, лежащему на земле, был вдохновлен мистическими писаниями 14 века: видениями францисканца Джованни де Каули и откровениями святой Бриджит Шведской (1303-73).

В обоих этих видениях Младенец Христос лежал не в яслях, а обнаженный на земле, а Мария молится перед ним. Мистический элемент сочетается с идеей покаяния, которую воплощает юный Иоанн Креститель.

Топор на стволе дерева — это отсылка к словам Крестителя:

“Даже сейчас топор приставлен к корням деревьев. Поэтому всякое дерево, не приносящее хороших плодов, срубается и бросается в огонь”. (Луки 3:9; Матфея 3:10)