Восток-дело тонкое🥰 . Лишь на востоке могут происходить настолько интересные и противоречивые истории вокруг религиозных памятников. Религия всегда была для турецкого народа важным маяком в океане жизни, о чем говорят многочисленные постройки времен Османской империи. Сегодня же мы с вами погрузимся в мир таинственного свечения белого мрамора, узнаем легенды этого места и познакомимся с удивительной частицей культуры Восточного мира 😍
Голубая мечеть или мечеть Султанахмет - удивительное место которое занимает достойное место в списке архитектурных памятников Стамбула. Интерес туристов обусловлен грандиозными размерами и величественным убранством. Это место является обязательным к посещению , если вы хотите понять глубинную духовность Турции
Название Голубая мечеть храму дали европейцы. Правильное название - мечеть Султанахмет или Ахмедие .Хотя ругать вас никто не будет это точно
Описание мечети лучше начать с окрестностей. Это площадь с одноименным названием — Султанахмет (Ахмедие), часть исторически большой городской площади Ипподром, разделенной надвое.
Попасть внутрь можно с 3 сторон. Западный вход предназначался только лишь для султана. Поперек портала висит тяжелая металлическая цепь. Согласно легенде , правитель, въезжающий во двор на коне, вынужден был наклоняться, показывая этим свое смирение перед Аллахом . Двор же по размерам такой же как сама мечеть, с фонтаном , предназначенным для омовения перед посещением , стенами выполненными из порфира, раньше был застроен более плотно , до наших дней сохранилась только школа (медресе) в восточной части двора .
История постройки. Архитектор
Ахмед I - султан который инициировал строительство мечети . Из -за неудач во внешней политике , 19 ти летний правитель решил умилостивить Аллаха строительством мечети за свой счет .
Для постройки было выбрано место бывшего дворца константинопольских императоров. Однако место не пустовало поэтому сначала пришлось купить землю за значительную цену, а потом снести постройки . В городе уже был главный храм, Айя София, переделанный из захваченного христианского собора. Султан же захотел построить мусульманскую мечеть с основания, опираясь на все каноны своей веры. Новая святыня должна была конкурировать с главном храмом. Такой подход очень верно подчеркивает традиции вероисповедания
Работу начали в августе 1609 года. Руководил процессом архитектор Седефкар Мехмед Ага родившийся в Албании. Попав в Османскую империю, поступил на службу в янычары. После волею судеб ему удалось стать учеником знаменитого в Турции архитектора Мимара Синана,большого любителя музыки и мастерства инкрустации . Даже первая часть его имени — Седефкар — переводится как «работник перламутра». С 1606 года он стал главным имперским архитектором Османского двора.
В процессе строительства мечети , возникли нешуточные волнения старейшин. Ведь весь мусульманский мир подумал, что юный правитель посягает своим детищем превзойти главную мечеть всех покорных Аллаху, которая находится в Мекке. Только там, в отличие от прочих мусульманских храмов, имелось отличие по числу минаретов — их было пять. А у Стамбульской святыни их было еще больше — шесть. Получалось, что мекканская святыня по рангу ниже, чем храм в Стамбуле. Ахмеду срочно пришлось проспонсировать строительство двух дополнительных башен в Мекке, чтобы их стало семь.
Строительство голубой мечети завершили в 1616 году. Однако любоваться своим творением правителю пришлось недолго. Всего через год после окончания строительства Ахмед заразился тифом и умер в возрасте 26 лет.
Голубая мечеть отстоит менее чем на 100 метров к юго-западу от места захоронения своего основателя. Султан похоронен в довольно скромном мавзолее. Позднее здесь же нашла приют его любимая жена и сыновья.
Легенды
Как и многие исторические здания, мечеть Султанахмет имеет свои легенды. Первая связана с именем архитектора. Многим до сих пор не понимают, как простой янычар стал руководителем работ по возведению прекраснейшей мечети Стамбула. Согласно легенде , однажды Мехмеду, несшему службу в войске, приснился сон. Он увидел необычайной красоты храм. Проект во сне был настолько хорошо проработан, что юноша смог рассмотреть его до мельчайших деталей. При этом голос велел ему возвести этот храм в честь Аллаха. Утром Мехмед перенес на бумагу все увиденное и добился возможности показать чертежи султану. Ахмед I был поражен как точно увиденное на бумаге совпадает с тем , что он себе представлял, задумывая строительство мечети.
Архитектурные особенности и интерьер
Архитектура мечети сочетает в себе гармоничное переплетение османского и византийского стилей. Краса Стамбула имеет свой уникальный облик и завораживает головокружительной глубиной мысли в планировании.
Храм построен из камня и мрамора. Площадь составляет 4608 метров. В своей основе она представляет прямоугольник 72 х 64 метра. Главный купол диаметром 23,5 метра дополняют четыре полукупола, которые плавно переходят во внешние стены. Дополнительно строение имеет еще восемь небольших второстепенных куполов.
Архитектурное богатство мечети можно в полной мере оценить , наблюдая выполненные в виде одинаковых арок стены двора , образующие открытую галерею .Так же вас не оставят равнодушными расположенные снаружи окна верхнего ряда , закрытые светлыми щитами , и балюстрада по всей длине ограждения.
Четыре минарета традиционно расположены по углам мечети. Два дополнительных стоят в отдалении, завершая углы внутреннего дворика. От основных минаретов они отличаются количеством балконов. Основные маяки имеют по три балкона, то у расположенных во дворе минаретов только по два. Хотя изначально число балконных площадок было одинаковым, в общей сложности составляло 14 — именно столько султанов вместе с Ахметом на тот момент насчитывала история Османской империи. Еще два балкона появилось позднее, когда к султанам причислили сыновей Ахмеда I.
Убранство внутреннего двора - большое количество отполированных асимметричных плит , которые придают мечети удивительный шарм.
На купол и полукупола нанесены суры из Корана и изречения пророка Мухаммеда.
Особенность Михраба Голубой мечети в том, что ниша высотой в четыре яруса окон высечена в цельном куске белого мрамора, который покрыт тонкой искусной резьбой.
В Мирхабе( ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку) расположен кусок черного камня из Каабы( другой святыни)
Освящение храма обеспечивают 260 оконных проемов , разных по форме и высоте ,украшенные витражами.
Дополнительный свет дают люстра и светильники. Когда то их украшали драгоценные камни и позолота. Чаши светильников были выполнены из хрусталя. Внутрь закладывали страусиные яйца, запах которых отпугивает пауков. Согласно мусульманской культуре запрещено убивать этих насекомых, ведь по преданию паук затянул вход в пещеру паутиной и спас пророка, когда Мухаммед вынужден был прятаться от преследователей.
Современная люстра простирается практически над всей поверхностью молитвенного зала и закреплена на высоте 3 метров. Удивительно , благодаря оптической иллюзии кажется что она висит прямо у самого пола.
Интерьер молитвенного зала выполнен в бело-голубых тонах, создающих впечатление воздушности, невесомости и чистоты . Эти оттенки просматриваются благодаря особенной керамической плитке ручной работы. Всего насчитывается 50 видов цветочного орнамента.
Главный вход украшает табличка с именами первых 14 султанов.
Мечеть оставила после себя неизгладимое впечатление 😍. Восточная культура сродни теплому одеялу обволакивает душу и греет сердце душу человеку , все вокруг становится более понятным и доброжелательным , что так важно для человека который недавно в стране . Так что от нашей редакции жирный лайк и наилучшие пожелания))😊