Озадачился я тут вопросом: «А что мы вообще знаем о французской сцене?». Вот если на вскидку, то немного, а если углубиться, то очень даже не мало. Безусловно, мы помним про шансонье, обязательно мы регулярно перелистываем старую и новую историю поп-див. Но вот о чём мы не всегда помним, так это про музыку электронную, которая почитай, что родом из Франции и будет. Во-первых, первые электронные музыкальные инструменты пошли отсюда, во-вторых, симфоническое приложение они впервые снискали там же. Да и вообще, если брать первую популярную (особенно для советского человека) музыку, то она будет точно и однозначно родом из Европы и особенно из Франции. И ведь вот что характерно – для французской электронной музыки всегда была актуальна тему космоса. Это не всегда было звучание Магеллановых Облаков, порой это был просто посыл, а то и смысл сочетания нот. В общем, там всё сложно и очень хочется разобраться, а заодно и переслушать всю эту старую и новую красоту:
Жан-Мишель Жарр
Очень яркое воспоминание детства: из телевизора играет какая-то не здешняя музыка, а на экране какой-то дядька то в ледяной иглу играет на синтезаторе, то оголтело бежит сквозь лес, то летит над пустыней, то опять играет на синтезаторе, но уже под водой; «Сынок, нравится?! Это группа Спейс!» – говорит мне откуда-то сбоку взрослый голос. Увы и ах, но голос был не прав – это был Жан-Мишель Жарр. Безусловно, этот факт я уже понял гораздо позже, осваивая разные ранние произведения этого неудержимого фантазёра и гениального музыканта современности. Но слушать его – это одно удовольствие, а смотреть – два. Первое действо на любителя, зато вот второе затягивает практически каждого, кто начнёт смотреть на его магию звуков. В этом свете даже его совсем не попсовый «Кислород» так и сшибает своей неординарной притягательностью.
Space
Ещё одно яркое детское воспоминание: из телевизора звучат явно космические звуки, а на экране четыре дядьки в скафандрах изгаляются над клавишными инструментами; «Сынок, нравится?! Это группа Мишель-Жара!» – говорит мне откуда-то сбоку взрослый голос. И снова промах – это была группа Спейс с композицией Running In The City. Но ошибка эта вскрылась гораздо раньше, чем промах с товарищем Жарром – в советское время их даже на «Мелодии» издавали и вот однажды в семью пришла целая пластинка этого прелестного космического диско. Музыка у них была действительно куда более понятная для простого слушателя, чем у Жан-Мишеля, однако ж и сдулись они кратно быстрее и в отличие от маэстро ничего нового и интересного с конца 80-ых так больше и не выдали … и это, несмотря на очень активную концертную деятельность их души, ума и тела Дидье Маруани.
Daft Punk
Когда в конце 90-ых я впервые услышал этих товарищей, я подумал, что это Спейсы всё же собрались старым составом и тряхнули в новом актуальном духе. Но оказалось, что я ошибаюсь – это были совсем другие люди. Но стоило мне увидеть в клипах этих двух прекрасных роботов, как стало понятно мне – мой промах не случаен. В общем-то даже образы (и тем более музыку) ребята в некотором смысле позаимствовали у ранних Space. Правда они всё это в значительной степени переработали – за двадцать лет требования танцполов изменились и надо было соответствовать. Но прекрасная характерная космическая составляющая никуда не делась, даже наоборот стала куда интереснее – это уже привет не просто от далёких звёзд, а конкретный распев планеты Железяка, населённой роботами.
Justice
Тут вот ведь какое со мной было дело на заре 10-ых: услышав по радио отличное космо-диско приятно граничащее с хаусом я подумал, что Daft Punk готовят новый альбом. По завершении трека ведущий меня разубедил назвав коллектив словом Justice. Честное слово, не смог удержаться, загуглил и нашёл этих отвязных парней. Что характерно опять мой промах был как бы рядом – они ж такие же французы, как и Daft Punk, и атмосфера у них очень похожа, и инопланетное в творчестве чувствуется не меньше. Только это уже не роботы, а эдакие мыши-рокеры с Марса.
AIR
В начале 00-ых дико в моде были всякие там сборники. В том числе были сборники и по загадочным стилям … по трип-хопу, лаунджу и эйсид джазу точно блуждали по рукам кассеты и диски. Так вот, почти весь альбом Moon Safari этих «воздушных» ребятушек можно было собрать на этих самых сборниках. Только вот беда – они там как-то всегда дико, неправдоподобно и странно назывались. Поэтому пойти, да и купить пластинку с этим дивным космо-фанком было не так-то просто, ибо было не понятно кого покупать. А углубиться и изучить подробности этих чарующих звуков космоса ой как хотелось.
Télépopmusik
Вот и с этими ребятами всё было не просто – их часто крутили по радио, но название коллектива либо не обозначалось, либо произносилось так, что зафиксировать этот набор звуков никак не получалось. А ведь их «космос» звуков великолепен и прекрасен. Настолько, что даже MTV не побоялись их показать. Благодаря чему и название появилось. Но это ли главное?! Они ж такие самобытные, что их даже чисто стилистически трудно куда-то отнести. Но вот традиция французского электро-космоса у них очень хорошо выражена – таких проникновенных мелодий, сопровождаемых волшебными и одновременно сложными аранжировками, поди найди.
Sébastien Tellier
… хотя, нет – вот он куда более странный артист электронной сцены из Франции. Хотя называть его музыку однозначно электронной как-то и неуместно. Естественно работая в одиночку и прописывая практически все партии инструментов он прибегает к средствам электронного звукоизвлечения, безусловно он синтезирует звуки приборами … но по самому своему посылу его музыка, ну точно не для танцполов и не для клубов. Она волшебная и магическая, но космическая ли она в понимании раннего французского электро? Скорее нет. Но вот по своему смыслу – однозначно да.
David Guetta
Вот и музыка Дэвида по большому счёту космическая. Даже так – она галактическая, межгалактическая и порой уходящая за пределы чёрных дыр. Так-то я совершенно не любитель этого клубного стиля танцевальной электроники, но вот обойти этого дядьку ну никак не могу. Он крут, как не крути. Да и есть же тут много чего от классиков жанра и космических отзвуков полно … и это не только голоса разных звёзд, но и у старые добрые ламповые аналоговые синтезаторы, передающие нам грассирующий привет с альфа-центавры.
Mr. Oizo
Скорее всего вы знаете этого чувака … но только по его альтер-эго и по клипам. Хотя может и не знаете. Но вот в мире современной электронной музыки он персонаж однозначно авторитетный. Явно со своей уникальной атмосферой. Местами ну просто инопланетной. Да и чего ждать от музыканта, который делает минимал-техно от лица непонятного плюшевого зверька, который прилетел к нам в гости из как-то выдуманной галактики. В общем и целом, оно всё очень мило и с хорошим французским электро-флёром.
M83
Атмосфера музыки этого проекта возвращает нас в те самые космические 80-ые. Оно вон сразу честно названо в честь одной из многих далёких галактик и перекликается с годом подъёма французской танцевальной электронной музыки. Они прекрасны, как есть. Их музыка – это действительно целый космос мелодизма, звукового разнообразия и бесконечного открытого пространства для полёта мысли и духа. Чего у них не отнять, так это того, что практически каждый альбом сделан с разным стилистическим подходом. Но здравое зерно неподражаемого французского космоса у них является неотъемлемой частью каждого произведения.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.