Произведения Солженицына мы с вами тут неоднократно вспоминали. Так же как и беседовали о его творчестве, да он не историк, а в первую очередь творец. Ни в коем случае его произведения нельзя рассматривать как исторические изыскания. Если же мы принимаем за чистую монету его произведения, то в таком случае логично принимать и все без исключения книги советских писателей. Тех самых писателей, которые восхваляли Советский Союз. Даже не сомневаюсь, что такие произведения перевесят по количеству сочинения Солженицына. Хотя, конечно же, такие книги тоже не являются историческим документом. История это наука и она не может быть похожа на какие-то романы, написанные зачастую с помощью манипуляций. А именно манипуляциями Солженицын и занимался.
Так вот возникает логичный вопрос – для чего нам его произведения в школьной программе сейчас? Получается школьникам, то есть детям, которые и будут строить будущее страны, настойчиво предлагают пересматривать историю собственного государства. Фигура Александра Исаевича старательно увековечивается в памятниках и названиях улиц. Его пытаются преподнести как какую-то знаковую и чуть ли не главную фигуру среди писателей, и прости меня господи историков. Хотя как писатель он откровенно слаб. К историкам же и вовсе не имеет ни малейшего отношения.
Да, я знаю, что кто-то может сказать, что ему же дали Нобелевскую премию, но, на мой взгляд, это как раз пример раздачи премии не за реальные заслуги в области литературы, а политический акт. Тем более если широко посмотреть на лауреатов премии, то можно выявить массу интересных персонажей. Были ли у нас люди более достойные, чем он для этой премии? Конечно же, были. Но эти писатели не занимались переписыванием собственной истории и не заглядывали радостно в рот западным критикам. Соответственно они не заслужили её.
Хорошо, для чего он западникам понятно и тут вопросов нет. Их премия, кому хотят тому и раздают. Но с какой же целью идёт продвижение Солженицына по всей стране до сих пор? Это, пожалуй, тот вопрос, на который ответ мне знать не хочется. Только вот никуда от него не деться.
Памятники Солженицыну есть во Владивостоке, заглавное фото как раз оттуда, в Москве, Кисловодске. То есть идёт по улице школьник и у него на подсознании откладывается, что имя Солженицына стоит в одном ряду с Пушкиным, Есениным и Толстым. Этим же людям тоже есть памятники, значит он такой же великий писатель. Только при всей своей богатой фантазии я не могу на его месте представить Пушкина или Есенина. Речь даже не о таланте, а о позиции по отношению к собственной стране.
Солженицын относился негативно не к советской системе. Он в целом Россию недолюбливал. Просто представьте себе человека, который ругает, например Америку, а ему там, в итоге памятники ставят и заставляют детей в школе изучать его творения. Представили? У меня не получается. Потому что такое невозможно. И не только в США, такое нельзя представить нигде в развитом мире. Зато у нас запросто. И возникает вопрос, где же на самом деле демократия? Впрочем, я такой подход не считаю демократическим. Это что угодно, но точно не демократия.
Вы вот в курсе, что в центре нашей любимой столицы есть улица Солженицына? И ведь такая история не только в Москве. Подобные улицы прочно обосновались в Воронеже, Самаре, Хабаровске, Тамбове. Это не весь перечень городов, их на самом деле намного больше.
Его именем называют буксиры, самолеты и культурные центры, но о какой культуре мы можем вести речь, если его литература пронизана негативной оценкой нашей страны? Что пытаются посеять люди, повсюду впихивающие имя этого человека? Я допускаю, что кому-то он может быть интересен. Да, я естественно читал несколько его произведений и в том числе то, за которое он получил премию. Но там же нет ничего выдающегося и уж точно он не первопроходец в этом жанре. Об этом писал ещё Достоевский, но Достоевский писал и о другом.
Солженицын же умудрился сделать себе имя на одной теме, которую потом и разрабатывал. Соответственно можно сделать вывод, что никаких писательских заслуг у него нет. Как объединяющая народ фигура он тоже никуда не годится. Потому я лично уверен, что пора завязывать с топонимами и памятниками этому писателю. Ведь ничего созидательного в нём нет. А вот противоречий хватает.
На вопрос же, что делать с памятниками ему - я считаю, что можно свезти их в одно место и пусть там поклонники его творчества носят цветы к многоликому Александру Исаевичу. Из школьной же программы его, несомненно, надо убирать. А вместо него можно запросто туда вставить прекрасных советских писателей. Благо их было много, и они точно занимались созидательным трудом.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.