Найти тему
Записки КОМИвояжёра

В.П. Астафьев ненавистен очень многим, потому что изображает «неправильную войну» – как раз такую, как СВО

Самые распространённые отзывы о Викторе Петровиче Астафьеве полны открытой злобы:

- Редкостный бред спятившего старика.

- Совет депутатов Красноярска лишил его звания почетного гражданина Красноярска за эту погань.

- И вообще Астафьев та еще личность, стоит только спомнить как он из себя изображал жертву репрессий и советскому начальству лизал.

В.П. Астафьев (1924 - 2001)
В.П. Астафьев (1924 - 2001)

Почему к нему так относятся? А у него нет в войне «непобедимой и легендарной», «в едином порыве...», «забыв обо всём, боец бросился...»

И как много у него в романе «Прокляты и убиты» перекличек с современностью!

Герои Астафьева прошли через учебный лагерь, вонь казармы, бессмысленную шагистику (без оружия!), ругань командиров, которые ничего им дать нужного для войны не смогли, и теперь бойцам форсировать Великую реку, и доберётся до берега на «подручных средствах» – а других нет – самая малость, «кто везучий». Ничего похожего нет, правда?

Картина переправы не просто трагична, она безнадежна, и этим она просто отталкивает тех, кто привык к «Освобождению» и «Малой земле». Не просто страшно – это катастрофа космических масштабов, потому что это не только гибель людей, это гибель веры в то, что мир целесообразен, что этот мир – Божий.

Уже само название романа выстраивается как противопоставление традиционным советским книгам о войне: “Непокоренные”, “Чайка”, “Повесть о настоящем человеке”, “Люди с чистой совестью”… или более поздние “Последние залпы”, “Третья ракета”, “Его батальон”, “Усвятские шлемоносцы”, “Победа”. Книги о войне уже в названиях жизнеутверждающие, победные!

А у Астафьева нет торжества, есть грязь, кровь и смерть в траншее, да есть высший состав... где сидят люди некомпетентные, ленивые, попавшие на свои посты по блату, по протекции (сейчас ведь совсем по-другому?) Их наплевательское отношение к боеспособности подчиненных поражает, и высшей точкой идиотизма начальства будет ругань начальника политотдела: почему бойцы на плацдарме не знают последнюю речь товарища Сталина? «Я проверю!» – не так ли и сейчас проверяют, все ли являются на подъём флага?

Астафьев откровенен: «Я пишу книгу о войне, чтобы показать людям и прежде всего русским, что война — это чудовищное преступление против человека и человеческой морали, пишу для того, чтобы если не обуздать, так хоть немножко утишить в человеке агрессивное начало. А Вам надо, чтобы воспевалась доблесть на войне и многотерпение, забыв при этом, что чем более наврешь про войну прошлую, тем скорее приблизишь войну будущую».

А нас столько лет рассказывали о "второй армии мира", что и сами рассказчики поверили...

Вот за эту правду не любят Астафьева современные читатели, которым по-прежнему хочется подвигов и побед. А писатель романом своим словно повторяет слова святого Феодосия Печерского, произнёсшего невероятную фразу: «Взявший меч в защиту не праведен, но прав!» И сражаются его герои, чувствуя чудовищную тяжесть войны – вот за это и не могут принять Виктора Петровича.