Когда ничем не примечательный Nissan Qashqai первого поколения взорвал рынок компактных кроссоверов в середине 2000-х, многие считали японцев счастливчиками. Потому что концептуально похожие модели появлялись и раньше — хотя бы вспомнить Honda HR-V, — но только у Qashqai собрались все карты.
Но и самому Nissan тоже не повезло. Как, например, сегодняшний герой рубрики «старый, но бесполезный» стильный и очень талантливый AD-1 Coupe.
Название является аббревиатурой
Во-первых, мы отбросим глупую шутку об именах. AD в названии купе означает Advanced Design. Никакого бреда.
Как это часто бывает, первый и единственный показ этого концепта состоялся на 21-м Tokyo Motor His Show осенью 1975 года. Позднее следы AD-1 затерялись в хранилище музея Nissan. Хотя Sport 2 Door больше походил на прототип, чем на шоу-кар.
Японцы решили предложить американцам британский подход к спортивной модели
Формат компактных, легких и недорогих спортивных автомобилей культивировался в Европе еще до войны. Из этого бизнеса выросли десятки британских брендов. Так что японский бренд очень не хотел вступать в борьбу с громкими именами в этом жанре. Это требует много усилий и денег, а рынок относительно невелик. просторы Америки начали будоражить японцев.
После нефтяного кризиса начала 1970-х даже в США автовладельцы стали экономить топливо. Это сделало идею дешевого, легкого, энергичного маленького автомобиля такой привлекательной. Ниссан решил рискнуть. Спортивная «зетка» уже процветает в Америке, так почему бы не сделать ее своим младшим братом.
Это был полноценный миниатюрный спортивный автомобиль
Она стала очень хорошей девочкой. Несмотря на свои компактные размеры (на основе модифицированного шасси Datsun Cherry, которое находится в задней части F10 длиной менее 4 метров), Nissan AD-1 имеет породистую компоновку (на основе двигателя). Он может похвастаться задним приводом.
Поперечно расположенный четырехцилиндровый двигатель не удивил своими особенностями. Он имеет рабочий объем всего 1,4 литра и не имеет турбонаддува или компрессора. С другой стороны, при снаряженной массе 740 кг, сколько нужно для прихотливой езды. Например, Mini-His Cooper S мощностью 75 л.с. и массой 670 кг разгонялся до сотни за 11 секунд и считался на тот момент более легким.
AD-1 вряд ли проиграл Великобритании. 1,4-литровая «четверка» Nissan серии A14 считалась очень ценным агрегатом по меркам того времени. Электронный впрыск топлива, 85 л.с. — неплохо, совсем неплохо. Особенно в сочетании с 5-ступенчатой «механикой».
Стоит отметить крутую аэродинамику. Инженеры не поленились, а бухгалтерия Nissan не поскупилась на испытания в аэродинамической трубе. Концепт имел коэффициент аэродинамического сопротивления всего 0,26. И это середина 1970-х. В новейшем навороченном электромобиле Mercedes-Benz EQA этот показатель составляет его 0,28.
Это не было похоже на производство Nissan
Nissan AD-1 выглядел очень оригинально. Стильный трехобъемный профиль, утопленные фары и отсутствие выступающих дверных ручек — аэродинамические проблемы. Самой элегантной деталью является крыша консольного типа. Тонкая, ненавязчивая передняя стойка создавала впечатление огромного панорамного ветрового стекла, охватывающего все боковины и заканчивающегося на задней стойке крыши. В результате остекление концепта напоминало козырек гиганта, мчащегося в своем шлеме.
Дизайн AD-1 также представляет собой последние исследования в области пассивной безопасности того времени. В том числе очень европейские (или американские) ударопрочные (скорость до 8 км/ч) бампера и зеркала заднего вида на торцах дверей, а не передние крылья, как это было принято в Японии.
Спортивный характер купе подчеркивали дисковые тормоза с двойной тормозной схемой и подвеска на круглых стойках МакФерсон.
Интерьер — это практичность, а не уравновешенность или футуризм. Только удобное анатомическое кресло с отдельными верхними и нижними регулировками. Плюс минималистичная передняя панель со спартанской опрятностью и тумблер на центральной консоли, соответствующий стилю раллийных автомобилей той эпохи.
Одним словом, Nissan оказался совершенно необычным концептом для выставки в Токио. Даже если бы AD-1 через несколько месяцев оказался в дилерских центрах Nissan и Datsun, он выглядел бы настолько реальным и правдоподобным, что никто бы не удивился. Но вместо этого крутые тачки ушли навсегда.
Заброшенная идея успешно перенята главным конкурентом Nissan
Я не уверен сейчас, почему это произошло. Возможно, взвесив риски, которые неизбежны при запуске нового автомобиля, тем более модели нового сегмента, японцы решили перестраховаться. Не слишком ли мал AD-1 для Америки? Поймут ли ваши клиенты. И самое главное, хотят ли они покупать.Девять лет спустя он подтвердил: «Да, конечно». На этот вопрос отвечает другой среднемоторный, заднеприводный «японец» — легендарная Toyota MR2, сразу же ставшая хитом. Действительно, день дебюта Toyota в штаб-квартире Nissan в Йокогаме был очень мрачным.
Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поставьте лайк и поделитесь ею в социальных сетях! Также не забудьте подписаться на наш канал, чтобы ничего не пропустить.