Погружение в страну: полный сборник статей о поездке по стране черных фараонов во время военного переворота
Судан сразу производит странное впечатление. Сонные, ленивые пограничники - они двигаются плавно, словно в замедленном фильме. Взял медленно ручку, плавно повернулся, задумался, посмотрел вдаль, написал что-то, чуть шевеля ручкой, снова задумался. Спустя некоторое время, глядя на эти медитативные движения, начинаешь проваливаться в транс. Второе изумление - меня встречали ДО границы, я такого не видела никогда, чтобы встречающий мог пройти за паспортный контроль.
Первая мысль при выходе из аэропорта - «что я здесь делаю?». Огромные суровые мужчины с иссиня-чёрной кожей внимательно провожают меня взглядами, которые сложно назвать добрыми или приветливыми.
Самое интересное в Судане - это Мероэ, столица древнего государства Куш. Сначала тут были просто леса и фараоны из Египта направляли сюда экспедиции по заготовке древесины, а заодно и по захвату рабов, но когда египетская цивилизация стала приходить в упадок, жители Куша словно бы дали ей приют у себя. Мало того что у них появились собственные чернокожие фараоны-нубийцы, так эти фараоны ещё начали строить пирамиды. Их тут сохранилось 223 штуки – примерно вдвое больше, чем сейчас в самом Египте.
Территория страны огромна и есть много мест, которые до сих пор остаются дикими. И многие племена сохраняют прежний уклад жизни, не желая или не умея вливаться в общий поток бегущих к новому миру. Им и так, похоже, хорошо. К них относится народ беджа, населяющий северо-восточные районы Судана и западные районы Эритреи. Это кочевники-скотоводы, которые занимаются разведением верблюдов, коз и овец. В свою очередь беджа подразделяются на разные племена - бишарин, амер бени и другие.
Суфизм в Судане – это чрезвычайно важная сила, которая сформировала и продолжает формировать общество в целом. Суданские последователи тасаввуфа составляют самое большое национальное суфийское сообщество в мире. Суфийские тарикаты - религиозные братства, объединяющие более 70% мусульманского населения Судана. Родственные связи имеют жизненно важное социальное и экономическое значение в регионах, где широко распространена бедность. Поэтому суфизм, который учит практике жертвенного служения другим, является важным элементом, скрепляющим суданские семьи. Здесь это серьезная религиозная дисциплина, а не идеал западных религиозных романтиков 1960-х годов.
Хартум считается одним из самых плохих городов мира с точки зрения политической стабильности, правоохранительных органов, образования и окружающей среды. Да и сам Судан не лучшее место за земле. В рейтинге миролюбия он занимает почетное третье место с конца, уступая только Сомали и Афганистану.