Я твёрдо знаю… и чувствую, и это знают и чувствуют миллионы моих сограждан.
Россия - совершенно особая страна. На её «нелогичность», жизнь не по правилам цивилизованной Европы, «странность» обратил внимание в 19 веке ещё Фёдор Иванович Тютчев — поэт-мыслитель, дипломат, тайный советник, публицист. «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: У ней особенная стать - в Россию можно только верить», - так поэтически он зафиксировал этот факт.
Из т. н. развитых стран Россия, пожалуй, единственная с моральным «комплексом неполноценности». Слишком часто мы занимаемся самоунижением. Всё ищем пример – «кем быть» - на Западе. Но уже очевидно, что судьбой предписано – у русских свой путь. Скучно быть европейцем, немцем, - всё время мыслить о «гешефте». Мы другие... «Что русскому здорово, то немцу смерть», - поговорка, подчёркивающая нашу «разность» уходит корнями в 18 век.
Мы слишком большие и стесняемся своих пространств, своих размеров, как большой, добрый человек, боящийся обидеть малого и слабого. Мы расширялись, прирастали территориями по законам эпохи - из необходимости безопасности или пытливости. Встретившихся народов принимали равными себе, старались помочь, чем могли и расширялись дальше уже вместе с ними… Мы так и не додумались до рабства. У нас не было колоний в понимании практичного и циничного Запада, – высосать из них в метрополию все богатства и жизненные силы. Мы, по добродушию, наоборот, отдавали им… развивали народы.
Наверное, нет в мире страны, которая позволяла бы чужестранцам коверкать свою историю. «Все профессорские кафедры заняты немцами», - писали иностранные путешественники по России в 18-19- веках. Вероятно, мы до сих пор толком её не знаем. Но то, что мы знаем, - близко нам. Мы понимаем наших предков и на их месте поступили бы также. - Никогда не ляжем под врага...
Запад навязывает нам мысль о крепостных, как рабах, и некоторые соглашаются… Как же… - там цивилизация, равенство перед законом, крестьянин судится с дворянином!.. Лицемерная картинка и не более. Помниться, читал воспоминания просвещённого француза, путешествовавшего по России в начале 19 века. Наблюдая жизнь крепостных, он с грустью заметил, что французский свободный крестьянин находится часто в более тяжёлых условиях, чем русский крепостной, ибо живёт в невыносимых условиях беспросветных долгов… перед капиталом.
Пожалуй, одним из самых ярких свидетельств отличия России от Запада являются воспоминания г-жи де Сталь (1766-1817): «1812 год. Баронесса де Сталь в России». Наверное, многие их читали, но не могу отказать в удовольствии напомнить некоторые.
«Я не нашла ничего дикого в этом народе; напротив, в нем есть много изящества и мягкости, которых не встречаешь в других странах. Русский возчик не пройдет мимо женщины, какого она бы не была возраста или сословия, чтобы не поклониться, а она отвечает наклонением головы, полным грации и благородства… Для того, чтобы узнать воинственный народ, надо узнать солдата и тот класс, из которого выходит он, - земледельцев-крестьян».
«Они, подобно людям Востока, выказывают необычайное гостеприимство иноземцу; его осыпают подарками, а сами часто пренебрегают обыкновенными удобствами личной жизни. Всем этим надо объяснять то мужество, с которым русские перенесли пожар Москвы, соединенный со столькими жертвами… В народе этом есть что-то исполинское, обычными мерами его не измерить… у них все более колоссально, чем соразмерно, во всем более смелости, чем благоразумия; и если они не достигают цели, которую себе поставили, то это потому, что они перешли её».
«Любопытно отметить, как проявляется в России общественное самосознание. Слава победоносности, которую доставили этому народу бесчисленные успехи его войск, горделивое самомнение знати и способность самопожертвования, которая так сильна в народе, вера, влияние которой велико и могуче, ненависть к иноземцам, которую старался искоренить Петр I, желая сделать страну просвещенной, но которая все же осталась в крови русских и пробуждается при всяком случае, - все это, вместе взятое, делает народ могучим… Надо хорошо вглядеться в этот народ, чтобы узнать его: мне пришлось наблюдать его при обстоятельствах, в которых он представился весь, в пору несчастий и воодушевления, время самое удобное для наблюдения…».
Невольно сравниваешь нас с могучими предками… И мне кажется, мы мало изменились, возможно, держимся на генах, пытаясь противостоять «озападчиванию». И вроде, получается…
Мы понимаем, что ничего не бывает случайным, - всё, что происходит – это проявление необходимости. Не случайно, что наши предки жили общинами, - очевидно, отсюда у нас генетическая тяга к справедливости; не случайна Октябрьская социалистическая революция, открывшая человечеству дальнейший путь развития; не случаен развал СССР, который подчеркнул прогрессивность социализма и указал на неизбежные ошибки морального и интеллектуального характера. Новейшая капиталистическая Россия напомнила нам в тысячный раз о цивилизационном, мистическом расхождении между нами и Западом. Россия для него в любом качестве – объект колонизации.
Всё! – Больше ни у кого нет сомнений… Объективная цепь случайностей привела к неизбежному выводу: далее только свой путь, который вытекает из самой природы России, к которому закономерно шло её развитие. Когда-то Сергей Михалков написал школьное стихотворение, строки которого помнит, пожалуй, каждый советский человек: «Рабочий тащит пулемёт. Сейчас он вступит в бой. Висит плакат: «Долой господ! Помещиков долой!..». Разумеется, через сто лет уже никакие пулемёты не нужны, - весь народ, вся страна, подошли к понимаю, что необходимо возродить атмосферу и условия максимальной справедливости: «Долой господ! Помещиков долой!», - только в таких условиях общество будет монолитным. – При любых неизбежных угрозах мы выстоим, сможем развиваться необходимыми темпами и счастливо жить. Очевидно, такой просматривается будущая «прогрессивная модель общества», которую ищет В. В. Путин.