#геостратегия
Блицкриг (скоротечная война, достижение победы до завершения мобилизации противника) в рамках ментальных / психоисторических войн имеет отличия от аналогичных явлений вооружённых и торгово-экономических войн. Для последних характерно использование фактора неожиданности, но ментальные войны все построены на неожиданных точечных тайных обманных ударах, поэтому ситуация обратная – блицкриг становится явным, демонстративным, концентрированным ударом, пиком культурного противостояния, острой фазой, апогеем ментальной войны, разрушением культурного канона, контуров управления обществом и т.д.
Острая фаза ментальной войны может проходить практически без насилия (1989-1991 гг. Холодная война Запада против Советского блока) или сопровождаться вооруженным и/или торгово-экономическим противостоянием (основные этапы Рисорджименто / Возрождение в Италии 1859-1861 гг., захват Третьим Рейхом Европы 1939-1941 гг. и др.). Успех блицкрига ментальных войн характеризуется:
- ️социальные / природные элиты (см. различия в статье) и политическое руководство принимают новые идеи и смыслы, отказываются от борьбы, признавая верховенство носителей новых идей, присягая на верность;
- ️силовые структуры отказываются от сопротивления, защиты прежнего и готовы воевать за новые смыслы;
- ️социальной нормой для населения становится разделение и поддержка привнесенных идей, которые начинают пользоваться массовой поддержкой.
В отличии от других типов войн, основное поле битвы при блицкриге ментальных войн располагается внутри культуры этнической системы. Для чего требуется серьезная и долгая предварительная подготовка формирование закладок и «пятой колонны». Блицкриг проявляется в виде революции и/или гражданской войны, сопровождаясь попытками перехватить контроль «пятой колонной» или революционерами, подготовленными и воспитанными заранее, а рамках обычного хода ментальной войны.
Если контроль над государством / этнической системой захватывается вооруженным / экономический путем, то процессы ментальной войны запускаются в форме ассимиляции, поглощения и идут поколениями, мягко выдавливая и переформатируя, без перехода в состояние блицкрига. Подобное развитие событий ждало Украину, если бы в 2014 году не попытались ускорить события, в части насаждения политического украинства / русофобии, нарушая темп и ускоряя процессы.
Блицкриг в ментальной войне позволяет значительно ускорить, продавить культурное поле этнической системы, поляризует позиции: выталкивает за пределы и/или уничтожает пассионариев старого, заставляет простое население / обывателей определиться и присоединиться к победителю и делает пассионариев нового – элитой.
Движущей силой острой фазы ментальной войны является социальная (наследственная) или природная (пассионарии, революционеры) элиты, принимающие новые смыслы. Простое население выступает в качестве инертной, консервативной массы, сопротивляясь любым социальным и культурным изменениям. Блицкриг становится возможен, если ментальный иммунитет общества оказывается сильно подточен, а чуждые, пропагандируемые ценности, традиции и смыслы распространены и кажутся очень привлекательными.
Чаще всего блицкриг ментальной войны ограничивается 2-2,5 годами, когда результат становится очевиден всем, а новые реалии перестают вызывать массовое отторжение и становятся нормой. В этом случае, борьба за сохранение старого продолжается по инерции, в ожидании формального завершения, с усталостью всех сторон. Последнее особенно характерно для мирных распадов стран: Чехословакии 1990-1993 гг., Державы Карла Великого 840-843 гг., произошедший на наших глазах и всех изрядно утомивший Brexit 2016-2020 гг. и др. Основную фазу Гражданской войны в России, также можно рассматривать сквозь призму таких событий, когда абсолютно незнакомые и чуждые большинству населению идеи стали определяющими.
Таким образом, блицкриг в ментальной войне характеризуется гражданской войной или смирением перед захватчиком, с готовностью воевать за его интересы, он требует предательства / отступничества элит, руководства вооруженных сил и отсутствия пассионарных народных лидеров-защитников старого. В современных условиях, когда информационная связанность общества резко возросла, шансы на острую фазу / блицкриг ментальной войны становится выше, а сам вопрос актуальнее.
И, да, в начале 2022 года Запад попробовал запустить блицкриг ментальной войны, не проведя достаточной предварительной подготовки, не дав красивой и лживой альтернативы, первый такт не принёс успеха, но об окончательной неудаче можно будет судить к середине 2024 года…
Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/1912