Саму загадку я загадал тут, а в этой статье, как и обещал будет отгадка.
✍️ Сначала подумал, а потом передумал
Подходя к клавиатуре, я подумал, что следует в стиле прошлого поста затеять какую-нибудь интригу, чтобы читателя захватить, увлечь его внимание в сферы неизвестного.
Да передумал.
Иногда хочется подурачиться, а иногда это желание пропадает напрочь. Поэтому вот она, разгадка. Сразу.
👁 Разгадка второй загадки
"Что самое благоприятное для человека, чего он избегает более всего?" - спросил Сфинкс.
Отвечайте "Дисциплина",- не прогадаете.
Я благодарен читателям, предложившим свои отгадки. И мне кажется, что большинство согласится, что эта отгадка - "Дисциплина" - как бы интеграл по контуру вдоль кривой всех предложенных ответов-разгадок.
(Я это вставил в отместку, вместо того, чтобы интригу затевать в начале статьи).
Это станет особенно понятно, когда мы проясним две вещи.
- Зачем вообще загадки загадывать?
- Что такое "Дисциплина" и как ее едят?
❓ Зачем загадки загадывать?
Умные люди говорят, что так работает человеческий ум. Ум - это машинка для поиска ответов. Все что нужно - просто подсунуть ей хороший вопрос. Но это не просто.
Первая загадка Сфинкса (при все уважении) на хороший вопрос не тянет. Она больше похожа на детские загадки для убивания времени, которого в детстве хоть ковшом черпай - не вычерпаешь.
А вот вторая загадка - совсем другое дело. И мы переходим ко второму вопросу.
❓ Что такое дисциплина?
Словарные определения (если это не математика или физика) неточны и скучны. Поэтому сразу к делу.
Согласно словарю 😁, "Дисциплина" - "Discipline" и переводится также как "Ученик". И этого вы (почти уверен) раньше не знали. В этом некоторая польза изучения чуждых нам языков - понимание иногда проясняется до невообразимых глубин.
А если так, то дисциплина не от слова "Палочная", а от слова "Нравится, приятно, хочу". Потому что учиться из-под палки можно, а научиться никак не получается.
🧤 Первая заковыка с дисциплиной
Но тут возникает первое противоречие, путаница понятий. Точнее, путаница причины со следствием.
Многие думают, что заниматься нужно только тем что нравится. Вот и Конфуций как бы подтверждает ("как бы", потому что точно не известно):
"Найди себе дело по душе и тебе не придётся работать ни дня в своей жизни"
Но Конфуций здесь ничего не говорит о том, как искать это дело?
Обычно человек думает:
- "Вот найду дело по душе - и сразу кааак начну работать! Кааак начну великие дела творить!"
Так случается, но крайне редко. Обычный, естественный порядок вещей обратный.
- Сначала начинаешь делать,
- через некоторое время привыкаешь,
- потом даже нравиться начинает,
- а еще потом человека "пробивает" и он "заболевает" делом всей жизни.
Поверьте, я вовсе не куражусь, а говорю о том, как действительно работает ум. (Мозг, если вам так больше нравится об этом говорить).
В качестве иллюстрации приведу замечание Нобелевского лауреата Джона фон Неймана, сделанное молодому ученому.
"Молодой человек, в математике вы ничего не понимаете. Вы просто привыкаете к понятиям".
Мало кому нравится вставать по утрам, принимать холодный душ - всякое такое. Но потом за уши не оттащишь.
При условии, что "потом" наступит.
❓ Как сделать, чтобы "потом" наступило?
Вот здесь и появляется на сцене дисциплина, неожиданно, как белый рояль из кустов.
Дисциплина, если сказать просто, а зрить глубоко - есть дополнительный внешний толчок, дополнительная энергия для преодоления внутреннего трения покоя души.
Как вам определение?
Похоже, как бобслеисты разгоняют свой снаряд в начале дистанции, чтобы потом нестись со свистом в ушах.
Это ведь известно из школьной физики, что сила трения покоя больше силы трения движения? Но сила покоя ума еще больше, потому что ум (ну, пусть мозг) - очень энергозатратная машинка.
❓ Зачем?
Эх ... Нужно было все-таки начать с интриги.
Тогда я начал бы не с того, "Что такое дисциплина", а с того, "Что самое благоприятное для человека?" Ведь загадка Сфинкса начиналась именно с этого!
Я не знаю, что именно для вас "самое благоприятное". Но вот что утверждается в Ведах:
"Отказаться от удовольствия можно, только заменив его другим, более высоким" (Цит. по памяти)
Ученые - мозговеды, с другой стороны, утверждают, что один из гормонов удовольствия - дофамин - перестает вырабатываться при повторяющихся стимулах. Чтобы продолжать испытывать удовольствие, требуется разнообразие.
И не просто разнообразие, а "более высокое" разнообразие. Спирально - диалектическое.
А "более высокое" означает "более энергетически высокое".
Получается, чтобы подниматься к новым и новым вершинам жизни, нужно вновь и вновь преодолевать внутренние энергетические барьеры. Все большего и большего размера.
Очень просто. Но непросто осуществить.
⛔️ Про избегание
Думаю, вы согласитесь: способность следовать дисциплине (в означенном выше смысле "Учиться", а не в "Палочном") есть необходимость и залог счастья.
Разве сможете вы найти хоть одно исключение?
Так почему же мы избегаем ее, родную, благодетельницу?
Мы не дисциплину избегаем.
Мы избегаем "негативные" чувства, дискомфорт, неудобства. Здоровыми быть хотим, а по утрам вставать не желаем. То есть желаем, конечно, но тааак не хочется!..
Мы избегаем "трение", возникающее при соприкосновении с проблемами. А перед всем хорошим в жизни (особенно перед "особенно хорошим" и совсем точно - перед "новым хорошим") всегда расположен
- бугорок.
- Часто горка.
- Иногда целая гора.
Без преодоления которых не подобраться к сияющим вершинам нового, более высокого, свежего, разнообразного, настоящего удовольствия.
На большом камне, который лежит поперек тропинки в Тибете, перед самой вершиной написано:
"А ты уже научился радоваться препятствиям?"
То есть, дисциплине.
"Это все, что я хотел сказать о Вьетнаме" ("Форест Гамп")
Это то немногое, что я хотел сказать о Второй загадке Сфинкса. О самой же дисциплине я не сказал почти ничего. Оставляю пока для размышления тем людям, кому это интересно.
Вероятность увидеть следующие статьи экспоненциально возрастает при подписке.
===========================
Приглашаю вас в свою группу ВК.
На комментарии отвечаю.
==========================