К сожалению иногда происходит такая ситуация: Вы купили, вещь, а она с браком и сломалась. Что делать? Можете ли Вы её вернуть?
Давайте разберёмся.
Ваше право на возврат товара надлежащего качества гарантировано законодательством.
А как этим правом воспользоваться?
Для того, чтобы Вы смогли вернуть испорченный товар не обязательно искать поломки и брак.
Иногда достаточно того, чтобы товар Вам не подошёл по размеру, цвету, комплектации.
А это как?
К примеру, Вы купили платье или шубу за большие деньги, с качеством все впорядке, но они не подходят к любимым туфлям или ботинкам.
Или, к примеру, если вдруг кроссовки оказались малы, а кресло не вписывается в интерьер зала. Все это можно отправить обратно в магазин, а взамен получить подходящую вещь, а если ее в магазине нет – вернуть деньги.
А в течение какого срока можно вернуть товар?
На возврат товара у Вас есть 14 дней.
Помните:
Закон о защите прав потребителей требует, чтобы вещь не была в употреблении, сохранила товарный вид, все заводские ярлыки и упаковку.
Что мне нужно сделать для возврата?
Во-первых, предъявите продавцу товар, чек о его покупке. Во-вторых, просите заменить его на другой, под ваши требования.
А что делать если аналогичного товара в магазине не оказалось?
Продавец обязан вернуть Вам деньги (ст. 25 ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Помните, что везде есть особенности:
Так, товар не должен входить в перечень товаров, не подлежащих возврату. Товары гигиены, лекарства, мебельные гарнитуры, ювелирные изделия, оружие и прочее. Их вернуть нельзя!
Так, хорошо, а если товар с браком?
Если брак в товаре будет обнаружен, то закон открывает перед Вами все возможности.
Хорошо, что делать?
Во-первых, обратитесь к продавцу с обоснованной претензией, в которой потребуйте (ст. 18 ФЗ № 2300-1):
- заменить изделие на аналогичное.
- если нужный товар отсутствует – в течение месяца, но тогда продавец должен предоставить вам другой товар для временного использования (ст. 21 ФЗ № 2300-1).
- заменить изделие на похожее, другой марки или модели.
- незамедлительно устранить недостатки или возместить расходы на их устранение (причём пока твора находится в ремонте, Вам должны предложить замену).
А если у меня забрали товар на ремонт и после этого не вернули?
В таком случае требуйте возврата денег. Об этом говорит и судебная практика (Определение горсуда СПб № 33-3905/2016 от 24.02.2016). Параллельно потребуйте возмещения причиненных убытков.
А если продавец в момент продажи товара мне сказал про дефект?
В соответствии с п. 38 Постановления Пленума ВС РФ № 17 от 28.06.2012 если во время продажи товара продавец сообщил вам о дефекте товара и других недостатков у него вы не обнаружите, вы не сможете вернуть его как товар ненадлежащего качества. Возврат предусмотрен только для случаев, когда брак не был оговорен при продаже.
Вы можете потребовать не только возврат денежных средств
Так, если срок, в течение которого продавец должен был вернуть товар, нарушен, то Вы можете вернуть не только деньги за товар, но и потребовать выплаты неустойки.
Размер – 1% от стоимости покупки за каждый день просрочки удовлетворения этого требования (ст. 23 ФЗ № 2300-1).
Причём в соответствии с п. 66 Постановления Пленума ВС № 7 от 24.03.2016 право рассчитывать неустойку сохраняется за покупателем до момента, пока продавец не вернет всю сумму за товар.
Важно! Если дело дойдет до суда, Вы можете потребовать компенсацию морального вреда (ст. 15 ФЗ № 2300-1).
Обратите внимание на то, что есть особенности возврата технически сложного товара.
Хорошо, а какие особенности при возврате такого товара?
Перечень таки товаров определен Постановлением Правительства № 924 от 10.11.2011.
А что входит в данный перечень?
Сюда входят летательные аппараты, автомобили, компьютеры, бытовая техника, часы, смартфоны и прочее.
Помните, что возрат технически сложного товара ненадлежащего качества или его замена возможны только в течение 15 дней с момента покупки.
А если я пропустил срок?
В таком случае можно потребовать только гарантийного ремонта или соразмерной уценки (абз. 3 п. 1 ст. 18 ФЗ № 2300-1).
А есть исключения по сроку?
Исключение предусмотрены для случаев:
- обнаружения существенных недостатков, устранение которых влечет несоразмерные расходы;
- нарушения сроков гарантийного ремонта (например, если товар в ремонте более 45 дней);
- невозможности использования товара на протяжении в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного проведения ремонтов.
А какие здесь условия возврата?
Вы можете предъявить одно из требований, описанных выше, в том числе и о возврате, но при соблюдении одновременно трех условий
- Недостатки и дефекты выявлены покупателем или проявились в течение гарантийного срока, срока годности или службы.
- Причина недостатка – заводской брак или иные обстоятельства, не связанные с поведением покупателя. Помните, что если продавец утверждает, что причина дефекта – неправильная эксплуатация, транспортировка или хранение изделия, он вправе за свой счет провести независимую экспертизу недостатков (абз. 3 п. 5 ст. 18 ФЗ № 2300-1).
- У вас сохранился чек. Или есть возможность доказать приобретение этого товара в конкретном магазине иными способами, например, показаниями свидетелей.
На основе вышеуказанного давайте сформируем примерный алгоритм действий.
Алгоритм возврата некачественного товара:
Шаг 1. Идем к продавцу. Берем бракованный товар, чек и идем в магазин, где вы его покупали.
Важно! Принесите с собой заявление на возврат товара ненадлежащего качества.
Шаг 2. Попросите продавца поставить роспись и дату его приема на копии такого заявления.
Шаг 3. Передайте товар продавцу. Продавец обязан принять у вас товар, независимо от того, согласен ли он с претензией или нет (п. 5 ст. 18 ФЗ № 2300-1).
Шаг 4. Ждите денег. Помните, что с момента получения заявления у продавца есть 10 дней, чтобы сделать перевод на указанный вами счет.
Срок прошел, а деньги не вернули?
Обратитесь повторно, можно и в устной форме – узнайте о причинах задержки, результатах экспертизы и прочие нюансы.
Шаг 5. Пишем жалобу в Роспотребнадзор. Чтобы не тратится на бумагу и конверт, подайте обращение онлайн через сайт Роспотребнадзора.
Шаг 6. Обращайтесь в суд с исковым заявлением. В случае бездействия со стороны Роспотребнадзора.
Помните, что Вы как потребитель обладаете разностортним механизмом средств, в случае нарушения Ваших прав.
Сталкивались ли Вы с ситуацией, когда Вам пришлось возвращать товар? Пишите свое мнение, будет интересно почитать. Подписывайся, дорогой читатель.