«Прагматизм» – понятие ключевое в современном политическом словаре, и в его современном эмоционально-оценочный фоне выражает не просто метод, но уже претендует на статус идеи развития. Причём "прагматизм" преподносится ни много ни мало – как синоним общего блага. Но так ли это? И насколько прагматизм как таковой вообще пригоден для решения современных проблем?
Положительный эмоционально-оценочный фон таких понятий, как прагматизм, конкуренция, агрессивность, амбициозность и т.п., отражает проблему не только крайней поверхностности распространённых взглядов на социальные процессы, но опасное дальнейшими разрушениями культивируемое невежество множества людей.
Этим множествам людей, наивно доверяющим свои судьбы «знающим» и образованным «менеджерам», предназначено ли быть чем-то большим, чем "массой"? Но куда двинется коллективная воля "масс"? Неужели метод, или суммарно – методология прагматизма, укажет путь блага? Современные представители софистики немало "преуспели", убедив множества в том, что между внешней, часто лишь кажущейся полезностью, и благом можно поставить знак равенства.
Необходимость приближения общества и государства к идеалу гуманизма давно осознана человечеством, но сегодня уже очевиден также факт, что цивилизация «экономического успеха» не дала примеров государства, работающего ради действительной человечности.
Но говоря о гуманизме, необходимо договориться о понятии, рассмотреть понятие человечность в его духовном "измерении", ибо, как и большинство нравственных понятий в Эпохе материализма, оно предельно сужено и лишено глубины. Отсюда такие кажущиеся противоречия, как свобода и ответственность, свобода и критерии культуры.
«…вредно произвольное ограничение понятий. Вот люди говорят о человечности и полагают, что она есть только милосердие и сострадание, но человечность есть выявление всех качеств достойного микрокосма.
Человек не может прожить хотя бы без своеобразного представления о Надземном Мире… Также человечность должна распознавать, когда совершается нечто значительное…» («Надземное», 697).
Понятие прагматизм – следствие ограниченного понимания полезности. Обездушенное представление о пользе даёт целое мировоззрение, сущность которого в принципиальной отделённости внешнего физического плана человеческой жизни от тонкого и духовного.
«Прагматизм» в дискурсе современной общественно-политической мысли настолько же далёк от реализма, за агента которого стремится себя выдавать, насколько отвергнутый узкими материалистами романтизм и идеализм, даже в самых «заоблачных» тонах "аур" этих понятий, ближе к реализму подлинному, не отвергающему глубину задач общественной жизни, знающему о неразделимости Планов бытия.
Идеологии коммерчески обусловленного общественного блага направлены на цели порабощения не только индивидуальных сил, но потенциалов целых народов, и становятся скрытой целью тех, кто, проповедуя «здоровый прагматизм» и широту возможностей личности, проводит новые, более изощрённые формы ограбления, создавая условия для подавления психической энергии людей и её растления.
…На протяжении многих веков Великие Учителя человечества насыщают пространство идеями развития духа и мысли как единственного критерия Блага и условия благополучия общества.
.«…Ярому необходимо понять, что Мы не ценим долларное преуспеяние, но яро тут оявленное народом в его исканиях новых форм и в стремлении к истинному просвещению» (Из Записей Е.И. Рерих 1953-1954 гг.).
Энергия, огонь психической энергии, с которым человек является в этот мир, будучи лишь вычерпываемой, подобна природе, превращаемой нещадной эксплуатацией в пустыню… Придумавшие понятие «человеческий капитал» отнюдь не имели в виду ценность этой священной силы в человеке, но лишь её «рыночное» значение – превращение творческой силы человека – истинного блага физического и Тонкого Миров – в капитал.
Нужно понимать человека со всей мощью его аппарата психической и духовной силы, чтобы видеть всю затемнённость утверждений о факторе и ценности «человеческого капитала».
Многовековая мудрость человечества утверждает истину Общего Блага как возможность эволюции: каждое человеческое существо рождается на этой планете с призванием дальнейшего развития сознания и ответственностью. Соответственно, при всём многообразии концепций общественного развития будут лучшими те формы, которые обеспечивают всем членам общества возможность развития и приложения своих сил ради «утончения» всей жизни, умножения её истинного Блага – тонкой, Космической по своей природе, силы Жизни на Земле.
«…Зерно духа одето в сияющую психическую энергию. Это одеяние может быть убого или прекрасно, но оно менее всего принадлежит человеку.
(«Надземное», 697).
Читать больше на эту тему можно в нашей статье "Истина и государство"