Во время Холодной войны ядерный потенциал воспринимался в первую очередь как сдерживающий фактор. Нужно было напугать противника успешным проведением испытаний и, таким образом, сдержать его от применения ядерного оружия, ведь в ответ такое же оружие будет применено по отношению к нему. Карибский кризис осени 1962 года продемонстрировал как реальность угрозы ядерной войны, так и эффективность сдерживания.
После этого события стали снимать фильмы, рассказывающие о возможном применении ядерного оружия. Можно вспомнить вышедшие в прокат в 1964 году фильмы «Система безопасности» (режиссер Сидни Люмет), где из-за технической ошибки бомбардировщики вылетели, чтобы уничтожить Москву, и гениальный «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (режиссер Стэнли Кубрик).
Эти американские фильмы имели антивоенную направленность, в ответ в странах соцлагеря снимали кинокартины, высмеивающие страхи американцев перед советской ядерной угрозой. Например, в том же 1964 году на экраны ГДР (а в следующем году и на советские экраны) вышел кинофильм «Лисы Аляски» (режиссер Вернер Валлрот). С шедевром Кубрика, появившимся немного раньше, эту кинокартину роднит то, что она тоже показывает американских летчиков, в ней также есть сумасшедший военный, и советская угроза исходит из Арктики. В «Докторе Стрейнджлаве» бомбардировщики должны поразить остров Борщев в Белом море, позднее замененный на город Котлас в Архангельской области, а в «Лисах Аляски» американские самолеты следят за советскими подводными лодками возле Северного полюса.
Гэдээровский фильм был снят по одноименному произведению Вольфганга Шрайера, которое было переведено на русский и публиковалось в СССР.
Кинокартина начинается с демонстрации документальных кадров последствий бомбежек в Хиросиме и Нагасаки. Затем показывают двух юных американцев, скачущих на лошадях и мечтающих летать. Они вырастают и становятся военными пилотами. Один из них — капитан Джим Лесли (Томас Вайсгербер) прибывает на военную базу «Ледовый мыс», где встречается со вторым — Бобом Харрисом (Ханс-Питер Минетти).
Старые приятели вместе со штурманом сержантом Хестером (Герхальд Рахольд) составляют экипаж самолета-разведчика эскадрильи «Лисы Аляски» (с позывным «Павиан»), патрулирующей нейтральную зону возле Северного полюса в поисках советских подводных лодок. «Никто не видел русских, но они сидят во льдах и наблюдают». Друзья весело проводят время на базе. Лесли знакомится с дочерью полковника Рида (Вольф Кайзер) и, по совместительству, невестой нью-йоркского сенатора Гордона Грея (Иван Малре) — Бертой (Фридерика Штурм).
Знакомство стремительно перерастает в роман, что не устраивает «самого северного сенатора». Начинается драка: «первый раунд» остается за Гордоном, а «второй» — за Джимом. Бой сопровождается виртуозной игрой Боба на трубе. Кстати, эта джазовая мелодия войдет в репертуар чарской группы Бауыржана Алибасова. Группа перерастет в ВИА «Интеграл», а Бауыржана с возрастом будут звать просто Барри.
Влюбленная Бренда заявляет Джиму, что она «только сейчас родилась, после поцелуя с ним», а раз женщина так говорит, то начинай отсчет дней, через сколько она порвет отношения. В этом фильме они продержались очень недолго… Тем временем экипаж разведывательного самолета вылетает для сброски буев, которые следят за сигналами подводных лодок. Во время полета у Боба помутняется сознание: то, что раньше Джим принимал за чудачества друга, все больше становится похоже на сумасшествие, причина которого остается тайной.
По возвращению на базу Джим милуется с Бертой, а разгневанный Гордон приходит к полковнику Риду, чтобы тот принял меры. В это время по русскому радио, которое американцы называют «Москва-Молли», передают прогноз о наступлении нелетной погоды. При этом поступает приказ о срочном вылете для поиска советских подводных лодок. Грей давит на Рида, и тот отправляет толком не отдохнувший экипаж Лесли снова в полет.
Самолет ожидаемо попадает в бурю, и вот-вот уже экипаж Джима с Бобом полетит на встречу с Богом…, но летчикам удается приземлиться на льдину. В ходе ремонта машины Боб получает травму руки и у него начинается гангрена. Обезумевший еще больше, он сообщает Джиму, что его экипаж уже совершал экстренную посадку на льды. Тогда они ждали помощи 12 дней, и Харрис вместе с Хестером съел более слабого третьего члена экипажа. «Мать получила телеграмму, что сын умер за Америку, а его растерзали свои же». Теперь Боб понимает, что из-за травмы он самый слабый, следовательно, съедят его.
Поскольку американским авиаторам запрещено выходить в эфир, чтобы их не засекли пресловутые советские подводные лодки, а поиски из «Ледового мыса» ни к чему не привели, то капитан Лесли и сержант Хестер решают идти за помощью, но сбиваются с пути и возвращаются к самолету. Продукты заканчиваются, Боб умирает и Лесли решается послать сигналы «SOS» в эфир.
На помощь приходит советская подводная лодка. Боба оперируют, при этом советский хирург сетует, что у него нет правильного выбора: если отрежем руку, то в американских газетах напишут о пытках, а если не ампутировать, то сообщат, что русские врачи довели пациента до смерти.
Советские подводники прогревают двигатели самолета и подготавливают взлетную полосу, а американские сенатор и полковник решают, что выставят Лесли красным шпионом. После возвращения на базу людоед Хестер докладывает Риду то, что тот хочет услышать. Информацию косвенно подтверждает Боб.
Капитан Лесли узнает, что Бренда вернулась к Гордону, и в ответ на вызов к полковнику Риду прыгает с крыши барака, который они называли Бродвеем. Чуть ранее это сделал Боб, осознавший, что не может без руки играть на трубе. Финал остается открытым: неизвестно, разбились ли эти жертвы «американской военщины».
«Лисы Аляски» — своеобразный восточногерманский взгляд на советско-американское противостояние в Арктике во время Холодной войны. Киностудия ДЕФА, специализировавшаяся на «красных вестернах», выдала продукт, в котором американцы показаны сумасшедшими каннибалами, любящими напиваться и драться, а их женщины — ветреными и непостоянными. Да и советские подводники представлены «картонными персонажами» в странной форме.
Впрочем, когда советские мальчишки смотрели фильм во второй половине 60-х, они следили за приключениями летчиков во льдах и любовными отношениями Джима с Бертой, не обращая внимания на шаблонность показанных американцев и русских.
***
Автор: Валерий Кондаков, историк, историк кино, специально для GoArctic