Планы построить в Нижнем Новгороде две общеобразовательных школы при помощи механизма концессии выглядят как-то странно и непривычно. Идея производит впечатление мертворожденной.
Если рассматривать историю концессии на разных этапах нашей страны, начиная с нэпа и кончая последним десятилетием, то это не что иное, как бизнес-проект. Использование заемного капитала, заемных технологий, заемных кадров для того, чтобы что-то построить, запустить новое производство.
Например, отдать в концессию природное месторождение, чтобы иностранные инвесторы, используя иностранные технологии, его разработали, освоили – а дальше получать какой-то поток выгод либо в виде части прибыли, либо в виде перехода всего предприятия в собственность государства или каких-то отечественных структур.
Но в любом случае идея концессии – коммерческая, экономическая. И если есть политическая составляющая, то она состоит в том, чтобы не мешать бизнесу, при этом укрепляя политические отношения с другими странами благодаря конкретному экономическому проекту.
Пытаясь применить механизм концессии к объектам социальной инфраструктуры, к которым относятся, в частности, школы, мы столкнемся с противоречием, поскольку возникает вопрос: «В чем выгода инвестора, в чем выгода того, кто будет вкладывать средства?».
В нашей стране в течение десятилетий вся социальная сфера содержится на государственные средства и лишь в незначительной части является частной. Более того, все последние годы мы видим уменьшение частной составляющей и увеличение составляющей государственной. Как идея концессии на строительство школ соотносится с этой ситуацией, совершенно непонятно.
Даже если посмотреть на ситуацию со сферой образования в Нижнем Новгороде, мы обнаружим, что частные школы есть, но их очень мало. Кстати, во всем мире, если говорить о среднем образовании, преобладают государственные учреждения. Я видел это своими глазами в Техасе, я был в школе, где учатся мои внуки – это государственная школа. Да, есть и частные, но это меньшая часть.
Что касается высшего образования, то доля частных вузов значительно больше, но и там государственных университетов очень много и они играют большую роль. Подчеркну – даже в развитых странах либеральной модели экономики.
Что касается нашей страны, то все последние годы доля и роль частных вузов сокращались и продолжают сокращаться. А частные школы – это крошечный сегмент сферы среднего образования. И даже странно, что он еще существует и окончательно не уничтожен.
Где в подобных тенденциях найти роль концессионной модели? Кому будет принадлежать построенная школа, кто там будет обучать, по каким программам. Если это будет государственная школа, то в чем выгода внешнего инвестора? Если частная – то кто будет там регулировать образовательный процесс.
То есть вопросов больше чем ответов, и вся эта история производит впечатление одного большого надувательства.
Александр Мазин, профессор НИУ РАНХиГС