Найти тему
Наталья Баева

Иронический реализм - 2

Кажется, термин обрёл право на существование: художники единодушны в том, что реализм в живописи - высшая степень мастерства. Но взгляд зрителя слишком часто воспринимает реалистичное полотно как фотографию. "Отобразили" точно - ну и что? А серьёзные темы ... излишняя, "звериная" серьёзность ведь и оттолкнуть может.

Вероятно, именно так рассуждает и Андрей Шишкин - самый таинственный из современных художников. Почему таинственный? А кто же знает, почему он - персона, абсолютно не публичная. Известно, что родился в 1960 году в Москве, в Москве и живёт, и работает.

Академизм, реализм, но при этом выбор тем такой, что однажды увидев, ни с кем не спутаешь!

Прощание
Прощание
Купала и Кострома
Купала и Кострома
Велес
Велес
Богат Ерошка - в животе собака да кошка
Богат Ерошка - в животе собака да кошка

Квасура
Квасура
Последний защитник
Последний защитник
Тризна
Тризна

Огромная серия "славянского фэнтези", картины и иронические, и сказочные, и серьёзные, и просто красивые. Есть и написанные в традициях иконописи: автор участвовал в росписи церквей.

Но что поразительно: Андрей Шишкин - "человек из ниоткуда", самоучка. Официального художественного образования нет, и известность пришла к нему довольно поздно, на пятом десятке. При том, что плодовитость художника поражает: картин сотни!

Ещё одна грандиозная серия - "Европа". Тоже своего рода фэнтези - не история, а эпос. Хотя художник и не занимался специально книжной графикой, его картины используют как иллюстрации.

Слепой
Слепой
Рыцарь Джон Хоквуд
Рыцарь Джон Хоквуд
Мушкетёр
Мушкетёр
Монах
Монах

Разбойники
Разбойники

В основном художник сейчас пишет портреты. Нередко - в исторических образах:

-14

Но самая замечательная, на мой взгляд, серия - "Медицина". Если это подражание Маковскому - то отнюдь не рабское. Творческое!

За здоровье!
За здоровье!
Чем не иллюстрация к чеховской "Хирургии"?
Чем не иллюстрация к чеховской "Хирургии"?

"История болезней"
"История болезней"

Именно "болезней", во множественном числе! Так и слышишь диалог персонажей...

Вот что услышал здесь поэт Владимир Котовский:

- Я, мил мой, мучаюсь
С пятнадцати годов,
И как жива-т ещё, ума не раздобуду?..
Супруг мой первый-то, уж был, скажу, каков –
По жизни гроб его, ей-Богу, не забуду!..

- Вернёмся к Вам, мадам…
У Вас, значит, мигрень?..
Какая боль, когда, и от чего стихает?..
(Она последняя за этот трудный день,
Но в это время он обычно отдыхает…)

- Мигрени, батюшка,
Покоя не дают,
Уж коли где кольнёт, ей-Богу, не отпустит!..
А мой второй супруг был этот, как же, «ют»,
Уж коли прибыль где, так точно не упустит!..

- Вернёмся к Вам, мадам!..
Что пьёте перед сном,
Вам натирания попробовать бы надо…
(Он еле слушает, все мысли об одном:
В саду щеглы поют, в саду сейчас прохлада…)

- А третий мой супруг
Обычно на ночь пил,
Настойку ландыша я для себя держала…
И ревновал меня к усопшим, даже бил,
Уж я, мой батенька, так от него дрожала!..

- Вернёмся к Вам, мадам.
В глаза не отдаёт?!..
Боль очень острая, или совсем тупая?!..
(Так сколько ж было их, супругов?!.. Вот даёт!..
Жила по-своему, и им не уступая!..)

- Четвёртый, батенька,
Тот был вообще-т судьёй,
Подслеповат чуток, но юбку не пропустит!..
Уж я намаялась, поверишь, ой-ёй-ёй!..
Надеюсь, в рай его Господь наш не допустит!..

- Вернёмся к Вам, мадам!!..
Советую Вам мёд,
По чайной ложечке, и рюмочку настойки…
(Пора бы ей уйти… Когда она уйдёт?..
Какой там сад ему, тут доползти б до койки…)

- Весенний-т мёд хорош,
Да я-т опять одна…
Гляжу, и Вы-т один, уж в этом глаз намётан!..
Я хоть и вдовая, но, мил мой, не бедна…
Так я по поводу: в супруги не возьмёте ль?