Странная радиограмма нарушила покой инженера Лося. По его расчётам она послана с Марса, поэтому Лось тратит все свои силы на проектирование и построение межпланетного корабля. При этом он замечает, что его жена флиртует с новым постояльцем, который явно не симпатизирует новой советской власти.
По мотивам одноимённого романа Алексея Толстого.
Данная картина — первый научно-фантастический советский фильм.
И это стоит сказать сразу: «Аэлита» — просто шикарная картина! Превосходный представитель авангардистского направления в советском кино, однако сочетающий в себе огромный спектр мотивов и традиций мирового кинематографа.
Картина испытывает сильное влияние немецкого экспрессионизма, выражающееся в том, что в центр повествования положен внутренний мир инженера Лося, его переживания и деформирующееся восприятие мира. При этом сама традиция диктует ход сюжета фильма. Зрителю демонстрируют проявления мании, реализацию фантазмов и страхов профессора, мучительно страдающего от ревности. Другая доминанта фильма — романтическая линия, отсылающая к традиции сентиментальной мелодрамы, в свою очередь связанной с дореволюционным российским кино и выражающаяся в изрядно закрученном, запутанном сюжете любовных отношений.
Также силён комедийный аспект, где в ироническом ключе высмеивается жанр шпионского и авантюрного кино. При этом в ткань кино-полотна встраивается мотив извечной борьбы революционных и контрреволюционных сил. Последние представлены здесь явными негодяями, жадными и хитрыми прихвостнями свергнутого режима. И данная постановка вопроса позволяет зрителю без лишних упрёков и злости в исторической несправедливости также невзлюбить этих персонажей.
Те фрагменты фильма, посвящённые событиям на Марсе, — не только первая советская фантастика, но в то же время — аллюзия на дореволюционное время. В масштабности и оригинальности данной сюжетной арки можно разглядеть как влияние «Нетерпимости» (1916) Д. У. Гриффита, так и предтечу великого «Метрополиса» (1927) Ф. Ланга.
«Аэлита» — великолепное кино. Картина, которой можно наслаждаться долгое время. Фильм, где актёрская игра с помощью мимики, жестикуляций смогла реализовать огромную гамму чувств. Прекрасное явление советской киноиндустрии, сочетающей в себе как раскрытие сложных психологических процессов, так и вполне приключенческих мотивов.