Рассматривая природу в противоположностях, мы выделяем главные – субстанциональные в своём единстве, материю и пространство. Пространство имеет одно свойство – бесконечную пустоту, а материя обладает бесконечностью свойств в противоположность пространству. Эти свойства материи, как нельзя лучше, вкладываются в пространство и совершаются в нём. Материя и пространство, наиболее ярко выраженные противоположности. По сути, они являются абсолютными противоположностями во всей чистоте понятия. Их крайности сходятся в чистоте и полновесности единства противоположностей. Они стремятся друг к другу. Они как кинжал в ножны входят друг в друга. Материя в пространстве раскладывается на составляющие, и вновь приходит к единству. Она пульсирует в пространстве, как кровь в жилах. Эти две главные противоположности – материя и пространство – обуславливают новый, вернее, забытый подход к рассмотрению пространства, как лона материи. Материя, как субстанция, не может существовать без своей противоположности – антисубстанции, каковой является пространство. Оно и есть антиматерия, и другой антиматерии не существует, и бесполезно её искать. Нет в природе антиматерии, которая состояла бы из одних античастиц. Материя устроена в противоположностях внутри себя, а пространство есть противоположность материи в целом. Материи не может быть без пространства, как не могут существовать самостоятельно: добро без зла, свет без тьмы, частицы, без античастиц, и т.д., а пространство есть, было и будет всегда. В противоположность материи – пространство не материально, а антиматерия из частиц – материальна. Таким пониманием пространства и материи открывается всеохватывающее единство противоположностей космических пространств и материи. Пространство есть пустота, не содержащая в себе не только космических объектов и частиц, но и полей, которые их окружают и внутри их, т.е. пространство, как чистая пустота. Только такое пространство можно считать противоположностью материи.
Современная наука пришла к пониманию полей всех известных видов, как материальных субстратов, или особой формы материи, поэтому понятие пространства отделилось от понятия поля, т.е. выкристаллизовалась сама суть понятия «пространство», а с ним и физическое его состояние.
Может ли искривиться пространство? После осознания, что оно собой представляет, есть возможность, не смешивая понятия, ответить на этот вопрос. Альберт Эйнштейн, считал поля нематериальными, и обращался с пустым пространством вблизи материальных космических и микроскопических объектов. По сути, он невольно смешивал понятие поля с понятием пространства. Не пространство взаимодействовало в его расчетах, а материальные поля. Нет никакого искривления пространства, а также замедления и ускорения времени. Пространство есть вместилище, не имеющее пределов, всех явлений, которые происходят в природе. Есть материя, как субстанция, как основание всего сущего, и есть её противоположность – пустота. В поле тяготения очень массивных космических объектов искривляется траектория движения света, а не пространство, потому что носители света фотоны обладают массой, а все массивные объекты притягиваются друг к другу силой тяготения. Только внутри метагалактики существуют поля тяготения между её объектами: галактиками, звёздами всех видов, квазарами и др. Поля тяготения, как мостки между объектами, по которым распространяется свет и другие электромагнитные волны, и чем массивнее объекты, тем прочнее взаимосвязь между ними. Если смотреть на космический объект от очень массивного объекта, а не с крохотной Земли, то можно видеть гораздо дальше не только очень массивные объекты, но и крохотные вроде Земли, и астероидов (малых планет), потому что поле тяготения очень массивных объектов распространяется намного дальше, и связь между объектами надёжнее настолько, насколько раз поле тяготения больше. Благодаря полю тяготения нашей галактики и солнца, мы воспринимаем очень удалённые от Земли объекты. На 2007 год это расстояние было 18 миллиардов километров.
Отвечая на одну из самых главных проблем философии: «существует ли неизменяющаяся первооснова мира, если существует, то каково её содержание?» можно с уверенностью сказать, что этой первоосновой является пространство.
А. Эйнштейн в книге «Физика и реальность», М.: «Наука», 1965. - С. 256-257, пишет: «Волновая теория света Гюйгенса разрушила старые представления о пространстве. Стоит ли удивляться тому, что учёные не заметили трещину, которую вызвала эта теория в монументе их вечного божества? Потому что фактически эта теория разрушила убеждение, что всё реальное в мире может быть истолковано как движение частиц в пространстве. Согласно этой теории, световые волны являются не более чем колебательными состояниями пустого пространства, и пространство, таким образом, уже не играет пассивной роли сцены для физических явлений. Гипотезой об эфире удалось замазать эту трещину, и сделать её незаметной… Люди начали привыкать к мысли, что физическое состояние пространства и есть конечная физическая реальность. Это стало особенно ясно, когда Лоренц в своих глубоких теоретических работах показал, что даже внутри весомых тел электромагнитные поля не следует рассматривать как состояния материи, но как состояния пустого пространства, в котором материальные атомы распределены достаточно просторно». Эйнштейн ошибся, поверив Лоренцу, все поля материальны, так как порождены материей и взаимодействием с ней. «Электромагнитные поля не следует рассматривать как состояние материи, но как состояния пустого пространства». Этим выражением А. Эйнштейн ввёл в заблуждение учёных и философов, которые по сей день не могут из него выбраться.
С введением понятия «чистого пространства», появляется возможность объяснения распространения электромагнитных волн. Любые волны могут распространяться в некой среде, и электромагнитные волны не исключение, для них средой являются материальные поля, для каждой группы волн свое поле. Материальное поле является для света той средой, в которой он может распространяться. В чистом пространстве он распространяться не будет, если обладает волновой природой. И. Ньютон полагал, что тела и их движение не оказывают никакого влияния на течение времени и на свойства пространства. Но во времена Ньютона не могло быть и речи о существовании физических полей, как особой формы материи, а если свет обладает и корпускулярными свойствами, то корпускулам ничто не мешает двигаться в чистом пространстве, практически бесконечно, а ограничено временем жизни фотона, как частицы.
Встаёт вопрос: может ли фотон существовать, не обмениваясь энергией вообще, поглощая и излучая квант её? На мой взгляд, фотон является именно такой частицей, которая может существовать только как поглотитель кванта и излучатель его, как мигалка, которая, не подпитываясь не может выполнять свою функцию, а значит, не подпитываясь полем тяготения, вообще не существует. А то, что фотон обладает массой, ещё никто не отверг. Не исполняя своей функции мигалки, фотона нет и как массивной частицы. Вопрос исчерпан о продолжительности жизни фотона. Вот так, господа учёные, только в движении жизнь, то есть: нет кванта, нет и фотона. В результате такого понимания фотона становится совершенно понятно, что на громадных расстояниях между метагалактиками нет фотонов, то есть существует чистое пространство, которое не содержит в себе не только космических объектов и частиц, но и полей их объединяющих, в том числе и полей тяготения, как среды, в которой распространяются электромагнитные волны. Таким образом, фотонов в чистом пространстве не может быть, и свет в нём не распространяется.
Время не имеет непосредственной связи с пространством. Эта связь опосредована движением материи и через него время реализуется как понятие. Оно является мерой движения, а всякая мера условна и выражает те или иные характеристики состояния материи, само оставаясь равномерным и непрерывным. Отказываясь от такого представления о времени, мы не сможем объективно характеризовать движение. Если допустить, как это делает А. Эйнштейн, что время может замедляться или ускоряться, то им невозможно характеризовать движение. Нужно выбрать, или движение неизменно, постоянно в своей скорости и ускорении, либо время постоянно, но так как движение бесконечно многообразно, то необходимо время считать постоянным мерилом движения, а не как физическое явление.
Пространство и время нематериальны, они постоянны, неизменны, не могут двигаться и развиваться, или деградировать. Всеми существующими часами мы одно движение измеряем другим, стремясь ко всё более точному измерению состояний материи, в её бесконечных изменениях и процессах. История развития часовых механизмов и устройств обязана запросам людей в их изучении материальных процессов во всём многообразии каждого из них.
Материально-пространственные процессы мира представляются в нашем сознании, как переход из прошлого в будущее через настоящее. Прошлого уже нет, будущее ещё не наступило, а есть только эти бесконечно малые изменения и движения материи, отражённые нашим сознанием, как переход, связывающий эти противоположности, воспринятые нами через чувства, но которые ещё не могут быть схвачены им (сознанием), и составленные из бесконечно малых движений и изменений в ближайшее настоящее есть жизнь, но ещё не осознанная в той мере, которая необходима для знания её во всём многообразии доступном нашему сознанию, сознанию всего человечества, и каждого индивида в отдельности. Слова песни из кинофильма «Земля Санникова»: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь!». Этот миг и является переходом. Именно прошедшее переходит в будущее, а обратной связи нет, как материально-пространственного движения и изменения. Как может ускориться или замедлиться то, что уже прошло, или то, что ещё не наступило? Этот вопрос не может быть поставлен, потому что изменяется и движется не время, а материя, во всём многообразии своих процессов.
Н.Н. Трубников «Время человеческого бытия». М.: 1987, с.17, пишет о времени: «оно (и в качестве объективного прошедшего) пребывает в настоящем, составляет его содержание. «Тлеет в настоящем», как говорит поэт, и отдает нам своё тепло, а иногда, вероятно, как старые пережитки, и заражает нас продуктами своего разложения. Оно сохраняется в настоящем. И не только как «следы на песке», но и как исток, корень, как зерно настоящего, как его семя, и как его стержень, вроде внутренних слоёв в стволе дерева, или в подкорке человеческого черепа. Оно составляет не только почву, в которой оно продолжается и «тлеет», но и ту же самую почву, в которой «зреет будущее». Сумбур Трубникова понятен, он постоянно сбивается с философии на поэзию. Однако стержнем, истоком, корнем, зерном является не время, а материально-пространственные процессы физических, химических, биологических состояний материи, а вместе с ней и духа. Без раскрытия, которых не понять, чем является время, во взаимоотношениях в природе, обществе и людях. Трубникова раздирают противоречия, именно потому, что он не разобрал шаг за шагом, чем является время, прежде всего в материальных процессах. Отчаявшись выбраться из сетей противоречий, находит неверный ответ, и пишет о настоящем: «оно просто выбывает из времени и становится никаким». Ещё до нашей эры было сказано, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». «Сохраняется», «пребывает», «тлеет» - процессы, происходящие в сознании, как отражение действительности прошлого памятью, но не повторение в тех же формах материально-пространственных, социально-общественных процессов, а в несколько изменённом виде. Время для всех одно, но наполнено оно разным: у одного поэзией, у другого тяжким физическим трудом, у третьего музыкой. То есть процессами, в основе которых всегда лежат материально-пространственные и социально-духовные отношения, но реализуются эти процессы по-разному во времени. Если мы начнём все эти движения и изменения измерять разными мерками, вот тогда действительно потеряем время, как мерило движения и изменения материи. А между тем, все эти движения и изменения процессов бытия зависят от обстоятельств и условий материально-пространственных и общественно-духовных отношений реальной действительности, а не времени, и рассматривать время вне движения и изменения материи невозможно, и к тому же, неверно поставленное исследование. Если время относительно, то все материальные и духовные процессы в мире невозможно считать относительными. Теряется смысл относительности движения и изменения и материи и духа.
Но когда мы считаем время неизменным, тогда все процессы мира обретают свою относительность, изменчивость, непостоянство. Если для каждого процесса есть своё время (особенное, со своим течением), то выходит, как у Флоренского с пространством: «Пространство световое, звуковое, пространство запаха», и т.п. Между тем, пространство едино, и оно лишь наполняется в разных местах тем или иным, а возможно, и в одном месте всем сразу. Так же и время, оно для материи одно, и только она, как нечто, может двигаться и изменяться. Но то, что нематериально, не может меняться и двигаться, так как меняться и двигаться нечему, и обречено на постоянство. Пространство и время неизменные условия в чём проявляет себя материя, как бесконечно изменчивая сущность. И не надо путать «Божий дар с яичницей». Потому-то и нет неизменной материи, и так называемая длительность времени не существует, это всё новое и новое состояние материи наступает и переходит из небытия в бытие, и вновь уходит в небытие, как бесконечный процесс изменения и движения материи, независящий от нашего сознания, а время есть понятие сознания, и вне его не существует, являясь, опять же, движением и изменением материи в самом сознании. Не время меняется, а меняются параметры материально-пространственных и социально-духовных условий и отношений в обществе и людях.
Именно новое состояние материи и есть гребень волны жизни, как возобновляемый процесс, не только питанием тела, но и духа. Оттого мы и можем фиксировать очень малые промежутки, сравнивая их, и можем приближаться к этому бесконечно малому движению и изменению материи, и в то же время никогда не можем его достигнуть и измерить, как и всякую бесконечность. Разум стремиться не только к истине и чистоте понятия, но и к простоте своего познания в ущерб качеству его. Вот такая «относительность» понятия времени и привела к путанице и бессмыслице.
Все представления о длительности времени складываются на основании продолжительности того или иного процесса: процесса жизни, процесса прохождения реакции, и вообще, изменения и движения материи. Но они-то реально существуют для человека только в этом переходе из прошлого в будущее, и это есть лишь мгновение настоящего, данное нам как действительность. И только в памяти мы можем отыскать прошлое, и, основываясь на этой памяти, выстраивая логическую цепь, предвидеть ближайшее будущее, и сами планируя его. Это память хранит прошедшее, которое мы можем пролистывать в уме, или во всевозможных записях, даже далёкого прошедшего.
Н. Трубников недоумевает, почему А. Бергсон не связывает пространство со временем. А. Бергсон посвятил проблеме времени и пространства целую книгу: «Длительность и одновременность по поводу теории относительности Эйнштейна». На странице 38 он пишет: «Вот предварительные соображения, которые я желал представить. Я уделил им много места. Поступил я так потому, что все заблуждения по поводу философского смысла рассуждений о времени в теории относительности проистекали вследствие постоянного упускания из виду связи между полной и умеренной относительностью, и неумения уберечься от слияния между ними, и наконец, вследствие непонимания отношения между физикой и математикой. Прибавим к этому, что не больше внимания уделялось исследованию самого времени. Между тем, именно отсюда следовало бы начинать». Кстати сказать, многие современные учёные считают философию в наши дни чем-то лишним, пустой болтовнёй, а философов бездельниками несоответствующими запросам времени, как некий анахронизм, как ненужное наследие прошлого, отставшего от технического развития и науки, служащей ему. Тем самым обрекли гуманитарные науки на жалкое существование, а вместе с ними губят многие отрасли культуры. Такая вопиющая однобокость, когда культивируется тело в ущерб духовному и душевному развитию привела к дикому расцвету бандитизма, воровства, коррупции, к половому насилию детей и женщин, а всё началось с небывалого расслоения общества по цензу и имущественному состоянию.
Трубников, рассматривая время вне изменения и движения материи, пишет: «Такое время – время, как связь бытия, настоящее – как узел этой связи, как переход прошедшего в будущее и будущего в прошедшее – вот истинное время, объективная его реальность». И ещё ниже пишет: «оно есть вечное настоящее, истинное время, или иначе в более глубоких определениях «старой метафизики» - вечность настоящего, которая и есть вечность в собственном смысле». Уже теплее, чем раньше, если время считать переходом материи из одного состояния в иное, то оно действительно, как вечное настоящее мгновение изменения и движения из прошлого в будущее материи, но обратное материально-пространственное движение и изменение из будущего в прошедшее невозможно, потому что материальные процессы, происходящие в космическом пространстве нашей Метагалактики необратимы. Время, как не материальное и не пространственное понятие не участвует в этих процессах, а является их последовательностью, что мы и наблюдаем при работе своего сознания, выстраивая последовательность событий. Только человеку понадобилось понятие «время», так устроено сознание, которому необходимо измерение во всём, для исследования природы. Тотально временизируя явления природы и материи, мы говорим, что с «Большим взрывом» начался отсчёт времени, но Вселенная бесконечна во времени и пространстве, а это значит, что и до «Большого взрыва» она была и есть в бесконечных изменениях и превращениях, подобных тем, что происходят в обозримом историческом прошлом. Нельзя исключить и того, что «Большие взрывы» происходили в прошлом, за пределами недоступными нашему знанию, и будут происходить и происходят непосредственно сейчас, и даже сию минуту на громадных расстояниях от нашего «Большого взрыва». Нельзя ограничить Вселенную одним «Большим взрывом», этим мы сводим её до того количества материальных субстратов, которых хватило для сжатия их тяготением до плотности чистой материи, тем самым прекратив всякое движение и изменение её. Идея множественности «Больших взрывов» во Вселенной даёт возможность выстроить их взаимодействия, которые помогут преодолеть непонимание некоторых процессов в нашей Метагалактике. Только рождением антитяготения возможно объяснить ускоренное разбегание галактик и других объектов в нашей метагалактике, как нового вида очень мощного излучения. Именно излучение является противоположностью тяготения. Я представляю себе Вселенную, как бесконечное число «Больших взрывов», находящихся в разной стадии развития. Их взаимодействие объясняет бесконечное существование Вселенной, как Вечного двигателя.
Если представить, что было до «Большого взрыва», начиная с того самого мгновения, перед которым он произойдёт, и наверно, можно сосчитать, каковы были размеры этого образования, по сути своей чистой материи без включения в его ни единого сантиметра кубического пространства. Пространство и материя были разделены и существовали в чистом виде, как абсолютные противоположности, и некому было подумать, что некая философская категория «время» возможна, а поле тяготения было поглощено этим «образованием», когда оно достигло крайних пределов плотности. Откуда взялись составляющие этого «образования», и что представляли из себя они? Это были останки проэволюционировавших метагалактик стянутые тяготением до пределов плотности, из других областей Вселенной, удалённой от нашей Метагалактики на громадные расстояния. Поглощение тяготением происходило до пределов плотности чистой материи, при достижении которого было поглощено и само поле тяготения, включившее сверхмощное излучение в некой области этого образования, которое преодолело чудовищное тяготение, разорвав его на части. Началась эра эволюции Большого взрыва».
Все процессы в природе в основании своём имеют притяжение и отталкивание, как в мизерном, так и в большом, и в великом. Ничего нового в этом плане не нужно выдумывать. Видимо, в величайшем произошло тоже самое. Сработало то, что материя не может существовать вне движения. По всей видимости, произошло включение некой реакции, в результате которой скованная тяготением материя до пределов плотности в некой малой области начала делиться на противоположные составляющие – тяготение и антитяготение, как новое сверхмощное излучение.
Гегель по этому поводу сказал:
«Отталкивание, как полагание многих, а притяжение, как полагание «одного», оно же и как отрицание «многих», а отталкивание, как отрицание их идеальности в «одном» (Гегель. Наука логики. Т.1. – М.: «Мысль». 1970. – С. 245). В этом выражении идеальное и материальное сошлись как крайности, но до Гегеля Гераклит из Эфеса про огонь сказал: «Мерами вспыхивает и мерами угасает…». По всей видимости, он имел ввиду именно количества материи, при определённом их качестве порождают взрывы: искр, звёзд, галактик, метагалактик в конце своей эволюции, Такое толкование этой фразы наиболее приемлемо, как существование материи в её непрерывном изменении и движении от мизерных количеств до величайших пульсирующих образований её. Гераклит предвосхитил Гегеля, утверждая, что именно «мерами вспыхивает и мерами угасает» материя в пространстве.
______________________
© А.Н. Михайлов - текст; сентябрь 2021 года.