День освобождения Донбасса от фашистских захватчиков отмечается в Донецкой области (Донецкой Народной Республике) ежегодно 8 сентября. Для нашего региона, это практически второй День Победы, и праздничные мероприятия по размаху своему никак ему не уступают. Особенный символизм этот праздник приобрел после 2014 года, но я хочу рассказать о последнем "мирном" Дне освобождения Донбасса.
Собственно, разнообразных мероприятий на праздничные дни было запланировано по всей области огромное количество. И говоря "дни" я не ошибаюсь. Праздник этот хоть и имеет определенную дату, но растягивается практически на всю первую половину сентября. Ведь, у всех городов Донбасса есть еще и свой "личный" День освобождения... И даты эти на несколько дней отличаются. Например Мариуполь освободили десятого сентября, а Горловку - четвертого.
Но вернемся к изюминке праздничных мероприятий 2013 года. Донецкая железная дорога, не желая больше оставаться не у дел, решила организовать ретро-поезд на паровозной тяге. Отмечу, что последний раз Донецк видел живой паровоз на праздновании 125-летия Донецкой дороги, в далеком 1995 году, а до этого, видимо еще в те времена, когда паровозы сами водили составы и диковинкой не были.
Для работы с праздничным поездом, в локомотивном депо Дебальцево-Пассажирское, был подготовлен паровоз Эр775-07. В состав поезда был включен четырехосный крытый вагон выкрашенный в зеленый цвет, две четырехосные платформы, на одной из которых располагалась сцена, а на второй два артиллерийских орудия времен войны и пассажирский ЦМВ, из состава фирменного поезда №9/10 Донецк - Москва.
И вот, в субботу, 7 сентября 2013 года, все заранее проинформированные любители паровозов и прочих железнодорожных радостей начали стекаться на вокзал станции Донецк. На перроне уже устраивали какие-то декорации, но паровоза видно не было.
Как оказалось, главный герой праздника преспокойненько пыхтел на одном из путей Рутченковского парка станции Донецк. Рядом с паровозом прохаживались с важным видом большие железнодорожные начальники, а механик заканчивал последние приготовления к поездке.
После того как дяди с большими погонами насмотрелись на непонятный локомотив и убыли восвояси, со всех сторон к паровозу потянулись, поблескивая оптикой фотокамер, любители железнодорожной старины. Механик почувствовал себя главным героем Голливудского блокбастера и всячески позировал из окошка будки, ему явно доставляло удовольствие такое внимание к нему и его железному коню. Самые смелые подходили поближе и завязывали с ним дружескую беседу. Возле паровоза нашлось несколько знакомых лиц и дальше мы уже организованной толпой отправились в сторону вокзала.
Как выяснилось, задумка режиссера всей этой шоу-программы заключалась в том, что-бы в нужный момент паровоз подъехал к перрону, где уже будет идти праздничный концерт. Но вот точного времени нам так никто и не сказал и мы принялись бесцельно бродить по перрону, попутно снимая происходящее.
А происходящее мало у кого вызывало интерес, видимо даже у самих актеров.
Мы дружно обозначили происходящее одним словом: "халтура".
Насмотревшись на маскарад и перекусив в ближайшем ларьке, мы решили отправится в Музей истории и развития Донецкой железной дороги, который был расположен напротив вокзала.
Побродив немного по музейной площадке и сделав несколько снимков, мы вернулись на вокзал и с удивлением обнаружили, что паровоз тихонечко выполз из Рутченковского парка и уже посапывал в начале перрона по первому пути, метрах в двухстах от места проведения концерта. Началось томительное ожидание. Отсняв паровоз уже со всех сторон, мы начинали выдумывать какие-то умопомрачительные ракурсы, но время неумолимо ползло со скоростью улитки.
Наматывая круги вокруг паровоза, я обратил внимание на его "заводскую табличку". Такого я точно не ожидал!
Некоторые товарищи старались запечатлеть себя на фоне исторического подвижного состава. Но, сразу предупреждаю, что все совпадения случайны и вам просто показалось!
Немного скрасил наше ожидание появившийся рядом с паровозом электровоз ВЛ8-1197. Все дружно защелкали затворами камер и наделали тысячу одинаковых фото, из-за которых потом еще пару дней весело выясняли отношения на Трейнпиксе.
В начале третьего стало понятно, что праздник скоро начнется. Милиция отогнала от паровоза всех зевак, а сам локомотив окутался густым и едким угольным дымом. Все замерли в ожидании!
И вот в 14:17 поезд тронулся. Паровоз окутал все пространство вокруг себя клубами белоснежного пара и начал медленно двигаться в сторону вокзала.
Изумленная публика двинулась вслед за локомотивом, а милиция только и успевала затягивать обратно на перрон любителей красивых фото.
За пару минут паровоз преодолел небольшое расстояние до назначенного ему места и остановился. Начался концерт, а мы еще раз отсняв остановившийся локомотив стали разбредаться кто-куда.
Интересная нам часть праздника закончилась, поезд простоял на перроне до позднего вечера, а через день отправился в тур по крупным станциям дороги, но это уже совсем другая история!
Кроме канала на Дзен, у меня есть свой сайт, на который вы можете перейти нажав на ссылку: Путевой обходчик - авторский блог об истории и современности железных дорог.