Найти тему

Духовный завет старицы Сепфоры: как жить так, чтобы стать святой

10K прочитали

Как поразительно Господь через Своих угодников, их различные судьбы, уникальный опыт Богопознания и особенные дарования открывает нам что-то неведомое о Себе и невидимом мире! Девица Дарья хотела уйти в монастырь, но мать благословила замужество. Что угоднее Богу? Ответ прост: кто следует заповедям, тот всегда примет верное решение, а за смирение и послушание непременно получит от Господа то, что хочет и даже больше. Жизнь старицы Сепфоры — яркий тому пример, ее простые наставления — сокровища духовной мудрости, а молитвы, по которым совершались чудеса — проявление великой любви к ближним.

Как поразительно Господь через Своих угодников, их различные судьбы, уникальный опыт Богопознания и особенные дарования открывает нам что-то неведомое о Себе и невидимом мире!

Смиренная жизнь в миру

Дарья Шнякина, как звали матушку Сепфору в миру, родилась 19 марта 1896 г. в благочестивой крестьянской семье в селе Глухово, Нижегородской области в глубинке России. Родители ее были небогатыми и малограмотными, но честными и трудолюбивыми людьми.

В роду у девушки по обеим линиям было несколько монахов и монахинь. И Дарья росла в духе благочестия и любви к молитве, труду и богослужениям. Ей были чужды увеселения и пустые разговоры, она часто уединялась для общения с Богом и строго соблюдала посты. Вместе с семьей Дарья посещала находившийся недалеко от Глухова женский монастырь Покрова Пресвятой Богородицы и часто подолгу трудилась и общалась с монахинями. Они учили ее рукоделию и Иисусовой молитве, которую читали за работой.

Как поразительно Господь через Своих угодников, их различные судьбы, уникальный опыт Богопознания и особенные дарования открывает нам что-то неведомое о Себе и невидимом мире!-2

С юных лет Дарья хотела посвятить свою жизнь Богу. Но в 1916 г. скоропостижно скончался ее отец, и матери едва удавалось прокормить семью. Так что когда к 20-летней девушке посватался молодой односельчанин Дмитрий, человек верующий и из состоятельной семьи, она благословила дочь на брак. Дарья проявила послушание и приняла это как волю Божию. В большом доме мужа она стала старшей снохой, которой полагалось быть домоправительницей. «Лапти некогда было снять, не то что отдохнуть», — вспоминала матушка. Но Господь давал силы, ведь она не забывала о Нем. Дарья прекрасно справлялась с делами, и все были ею довольны. У них с мужем родилось четыре дочери.

В 1933 г. Дарье и ее семье пришлось претерпеть страшные испытания, связанные с раскулачиванием. Многих из родни убили, родителей мужа сослали на Соловки, дом разобрали на бревна, а она с детьми оказалась на улице.  Муж Дмитрий остался жив лишь потому, что ранее уехал на заработки в город Болохово, куда хотел перевезти и жену с дочерьми. После воссоединения семья еще долго жила в стесненных условиях и непрестанных трудах.

В 1946 г., после смерти мужа, Шнякина переехала с детьми в небольшой городок Киреевск в Тульской области. Там она наконец оставила всякое попечение о земном. А взрослые дочки с радостью удовлетворяли ее скромные нужды.

Как поразительно Господь через Своих угодников, их различные судьбы, уникальный опыт Богопознания и особенные дарования открывает нам что-то неведомое о Себе и невидимом мире!-3

Однажды во время уединенной молитвы матушка вдруг увидела ангелов, которые стали ходить вокруг нее, облачая в монашеские одежды. В скором времени Дарья оказалась в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и на исповеди рассказала о своем удивительном видении. Тогда ее благословили на постриг, и 20 октября 1967 г. на свет родилась монахиня Досифея. А в декабре 1989 г. ее постригли в схиму с именем Сепфора.

Всю жизнь матушка Сепфора хотела жить в монастыре и теперь беспокоилась, что даже будучи схимницей умрет в миру. Долго молилась она Божией Матери. И однажды ночью Пречистая явилась ей во сне: «Ты не умрешь в миру. Ты умрешь в Клыкове, в монастыре». Матушка подумала: «А где ж оно такое есть?» Богородица ответила: «Не надо тебе знать. Придет время — священники сами к тебе приедут». Так и случилось.

В 1995 г. старицу Сепфору посетил будущий наместник монастыря Спаса Нерукотворного в селе Клыково игумен Михаил, занимавшийся тогда строительством обители. Услышав о Клыково, матушка обрадовалась: «Вот и славно, что ты приехал, я ждала! Ты дом строишь? Строй быстрее, я приеду к вам жить». К Рождеству 1996 г. старица поселилась в Спасском монастыре, где и прожила последние полтора года своей земной жизни.

Как поразительно Господь через Своих угодников, их различные судьбы, уникальный опыт Богопознания и особенные дарования открывает нам что-то неведомое о Себе и невидимом мире!-4

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Сокровищница духовных наставлений

В Ангельском чине матушка Сепфора многих людей духовно окормляла, указывала верный путь к спасению, учила благочестию, утешала в скорбях и исцеляла.

К старице часто прибегали за советами в семейных делах. И она наставляла. Учила, что детей ругать нельзя: дети словно сырой воск, из которого можно слепить что угодно. Когда они совершают проступки или не слушаются, мать должна молиться, чтобы Господь помиловал и направил их на добрый путь. Старица также сокрушалась, что современные женщины стремятся первенствовать: «Ты подумай – не подчиниться мужчине… Вот пришел пьяный, а ты ему: «Миленький мой! Ты немножко выпил, устал. Ну, ляг, полежи». Если голодный – накорми его. Обойдись с ним ласково. Вот тогда мирно все будет, ладно». В Священном Писании сказано: «Жена да убоится мужа своего». Не трепетать надо, а уважать. «Как называла мужа Сарра? Господин мой!» – говорила женщинам старица Сепфора. И у тех, кто слушался матушкиного совета, жизнь в семье налаживалась.

Как поразительно Господь через Своих угодников, их различные судьбы, уникальный опыт Богопознания и особенные дарования открывает нам что-то неведомое о Себе и невидимом мире!-5

Иисусовой молитве старица учила, как ее когда-то глуховские монахини: «Вот, бывало, грядку копаешь. Толкнешь лопату-то и разом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий…» – а потом тянешь ее обратно и договариваешь: «…помилуй мя, грешную». В молодости у матушки Сепфоры и минуты не было свободной от дел, не могла она часами перед иконами молиться, вот и читала всегда и везде Иисусову молитву.

Старица повторяла, что надо чаще обращаться к святым. Если висит у тебя дома пять икон, то каждой надо знать тропарь и житие святого. «Иконы – не выставка картин. Перед ними молиться надо, надо знать тропари, каждодневно обращаться к святым, что на иконах. Если вначале трудно запомнить тропарь, выучи хотя бы припевы из акафиста». Говорила, что в тропарях раскрывается Священное Писание, образы тех угодников, к которым мы обращаемся, а нам все время надо обращаться к горнему миру.

Матушка часто напоминала, что, входя в храм, надо благоговейно стоять пред Богом, обязательно знать Божественную литургию: «Будем знать Божественную литургию – будем все вместе с Богом идти», – говорила матушка. И если служба уже началась, нужно не бегать от иконы к иконе и свечки ставить, а молиться вместе со всеми.

Как поразительно Господь через Своих угодников, их различные судьбы, уникальный опыт Богопознания и особенные дарования открывает нам что-то неведомое о Себе и невидимом мире!-6

В первую очередь личный пример

Схимонахиня была редкой постницей, но тайной. В день перед причастием питалась только просфорой. В Страстную седмицу пищи не вкушала, только чай, и то холодный. Лишь самые близкие видели ее подвиги, но другим она не позволяла себя так истязать, хотя и говорила, что «обильная пища не приближает к Богу». У матушки Сепфоры была своя маленькая чашечка, из которой она ела всегда по одной ложке горячего. Любила соленую рыбку  – кусочек съест и чаем запьет. Сладкое не ела совсем, но для гостей собирала конфетки и печеньице, называла их «пустячками». Угощала матушка больного какой-то сладостью, тот съедал и исцелялся.

В молитве матушка так преуспевала, что, почти полностью утратив физическое зрение, она видела внутренним взором многое, что творилось и в земном мире и даже в ангельском. Случались на матушку и нападения бесовские. То песком ее и келью обсыпят, то четки вырвут, а то и побьют. Испуганным и удивленным чадам она говорила: «Что же ты удивляешься? Конечно, бьют, еще как бьют. Я же мешаю им». Первая защита от нечистой силы – учила она – совершение крестного знамения, и сама крестилась очень четко. Говорила, что бесы смеются, если мы небрежно крестимся – пальцы не складываем как положено, не доводим их до лба или живота, а просто машем ими перед лицом. Это никакая не защита, бес такого знамения не боится.

Как поразительно Господь через Своих угодников, их различные судьбы, уникальный опыт Богопознания и особенные дарования открывает нам что-то неведомое о Себе и невидимом мире!-7

Плоды молитвы и духа

За свои подвиги схимонахиня Сепфора сподобилась от Господа многих дарований. Ее молитва исцеляла людей, а в духе она могла видеть судьбу человека и происходившее на дальнем расстоянии, нередко пророчествовала о будущем.

Матушка очень любила Оптину пустынь и, живя в Клыково, часто приезжала туда на богослужения. Еще при первом посещении пустыни она увидела внутренним взором на пустыре великолепный Владимирский храм, который был восстановлен уже после ее кончины. Также в духе она следила и за возведением Казанского храма, молилась за строителей и давала мудрые и своевременные советы.

Как поразительно Господь через Своих угодников, их различные судьбы, уникальный опыт Богопознания и особенные дарования открывает нам что-то неведомое о Себе и невидимом мире!-8

А как-то утром в день памяти прп. Сергия Радонежского матушка Сепфора рассказала своей келейнице Пантелеимоне о чудесном сновидении: «Ой, Пантюша, какой я сон сегодня видела! Такая в Лавре торжественная служба была, тебе бы понравилось…». На следующий день к матушке приехало ее духовное чадо – монахиня Александра. В расстроенных чувствах та стала спрашивать, почему матушка уехала с праздничной службы, не дождавшись ее. Пантелеимона стала  уверять ее, что на богослужении они с матушкой не были. Но Александра утверждала, что видела матушку лицом к лицу. Когда же спросили у самой старицы, та только улыбнулась: «Ах, вы мои хорошие, придумываете там что-то». Тогда сестры поняли, что то был не сон, и Господь даровал матушке способность перемещаться в духе на любые расстояния.

Как поразительно Господь через Своих угодников, их различные судьбы, уникальный опыт Богопознания и особенные дарования открывает нам что-то неведомое о Себе и невидимом мире!-9

Предвидела схимонахиня и свою кончину, но близким истолковала ее иначе. За несколько дней до этого ей было видение трех убиенных Оптинских братьев – иеромонаха Василия и иноков Ферапонта и Трофима. Двое последних преподносили ей целование. Своему духовному чаду матушка сказала, что они явились напомнить ей свои имена, чтобы она за них молилась. Но память на имена у старицы была прекрасная и, думается, на самом деле так святые мученики приветствовали ее в райских селениях.

Как поразительно Господь через Своих угодников, их различные судьбы, уникальный опыт Богопознания и особенные дарования открывает нам что-то неведомое о Себе и невидимом мире!-10

Схимонахиня Сепфора почила 13 мая 1997 г., но по сей день не оставляет молитв о живущих на земле. Свидетельство тому – многие чудеса, происходящие на ее могиле.

Как поразительно Господь через Своих угодников, их различные судьбы, уникальный опыт Богопознания и особенные дарования открывает нам что-то неведомое о Себе и невидимом мире!-11

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, ЧТОБЫ ПОЛУЧАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ О ПРАВОСЛАВИИ!