Русский дизайн интерьера, пребывая за советским «железным занавесом», на столетие выпал из общего мирового потока.
У каждой страны свой путь и уровень развития. И художественное мастерство тоже проходит периоды становления: младенчество, детство, юность и взросление.
Европа и Америка на протяжении долгих лет планомерно и поступательно формировали дизайнерское искусство. Русскому дизайну же чуть более двадцати лет. Невозможно перейти из детства сразу в зрелость – похоже, что сейчас в России эта профессия находится на стадии восторженной юности.
У россиян только недавно появилась возможность путешествовать за рубеж, получать информацию через интернет и западные «глянцевые журналы». От всего этого потенциала у наших дизайнеров даже закружилась голова: сколько свободы, новых современных материалов, бытовой техники, декора!
Сегодня портфолио отечественных дизайнеров уже почти не отличить от работ зарубежных коллег.
Но если сравнивать общий уровень мастерства, то европейцы явно выигрывают. Когда видишь фото западных интерьеров, то ощущаешь, что там живут люди с семейными традициями, увлечениями и собственным образом жизни. Иногда бросается в глаза множество совершенно ненужных, непрактичных вещей. Но они тоже важны – это личное пространство семьи.
Наш дизайн зачастую имеет подражательный характер, а поэтому выглядит нежилым, каким-то «причесанным», подогнанным под определенный стандарт. Как шоурум мебельного магазина – декоративная, безликая, нарочито искусственная обстановка.
И даже если дизайнер проявит креатив, то российский заказчик все равно будет настаивать на собственных представлениях о красоте. Например, требуя создать римское палаццо в «хрущевке» с низкими потолками. Такому трудно объяснить, что хороший интерьер должен обязательно гармонировать с архитектурой и окружающей средой.
Типичные ошибки российских заказчиков:
- Не любят эксперименты и тяжело расстаются с традиционными убеждениями.
- Отрицательно относятся к темным цветам, считая, что в помещении станет мрачно и неуютно.
- Предпочитают заклеивать все стены обоями, в то время как в Европе обои часто сочетают с покраской стен.
- Не хотят расставаться с громоздкой обстановкой в пользу шкафов-купе и встроенной мебели.
- Вешают одинокую люстру в центре потолка, дающую вокруг резкий свет, а в углах мрачные тени.
- Расставляют мебель исключительно вдоль стен, хотя есть много других функциональных вариантов.
- · Стесняются выставить на обозрение предметы хобби, самодельные вещи, старинные «бабушкины безделушки», чтобы внести в интерьер индивидуальность.
Но основе рассказов наших соотечественников, какое-то время работавших в Европе и США, сравним русский дизайн с американским и итальянским.
США
В Штатах профессия возникла позже, чем в Европе, в двадцатом веке, зато быстро получила широкое распространение. Сейчас там существует много известных компаний, чьи работы являются эталоном в оформлении интерьеров. Например, бренд класса люкс Restoration Hardware, производящий аутентичную мебель ручной работы.
Американские клиенты привыкли доверять дизайнеру – дипломированному специалисту, имеющему государственную лицензию. Они убеждены в том, что он знает, что делает. Это как если мы идем к хирургу. Мы не учим, как нужно лечить. Мы доверяем.
В России же люди не всегда уверены в профессиональных качествах дизайнера. Многие думают, что сами сделают не хуже. Заказав проект, клиент будет принимать в нем активное участие, спорить и возражать, что-то менять, искать мебель по своим представлениям, заменять материалы на более дешевые.
Поэтому российский дизайнер ездит с заказчиком по магазинам, показывает образцы, скрупулезно делает несколько вариантов реалистичных визуализаций. Чтобы клиент убедился – в итоге «получится красиво».
В то время, как американский дизайнер просто показывает картинку в альбоме:
– Будет вот так!».
А заказчик отвечает:
– ОК!
Проект американского и российского дизайнера тоже сильно отличается. В России в его состав входит множество чертежей: сантехника, электрика, вентиляция, монтаж и демонтаж перегородок, другие планы и разрезы.
В США у дизайнеров даже прав нет на изготовление таких чертежей. Проектировать коммуникации там разрешено только лицензированным специалистам. Перед ремонтом проект проверяет технадзор, в том числе смотрят и наличие разрешений.
Американский дизайнер – это художник-декоратор. Он подбирает цвета, мебель, светильники. На управление строительством и разработку проектной документации обязательно требуется лицензия архитектора. Клиент не имеет права даже на самостоятельный перенос розетки – его оштрафуют.
Ремонтом в Штатах занимаются только лицензированные рабочие. Их труд оплачивается очень высоко (в среднем двадцать пять долларов в час). Строительные работы стоят не меньше, чем мебель плюс отделочные материалы. Зато в случае ошибки за все отвечает строительная компания, она же несет расходы по исправлению недостатков. Чертежи протоколируют и заносят в квартирный паспорт. Покупатель всегда имеет возможность посмотреть, где находятся коммуникации, пролегают трубы и провода.
У нас же чаще всего для ремонта нанимаются неквалифицированные рабочие из бывших советских республик. Качество ремонта полностью зависит от их компетенции, а ответственность ложится на плечи дизайнера.
Американцы предпочитают выбирать дизайн интерьера по фотографиям, поскольку часто путаются в тонкостях стилей. Они любят простую и комфортную обстановку, без лепнины и вензелей. Даже состоятельные знаменитости на Беверли-Хиллз обустраивают свои жилища так, чтобы на первый взгляд выглядели просто.
Отличия российских и американских интерьеров:
- В американских отсутствуют двери и перегородки между прихожей и гостиной, кухней и столовой.
- Отделка стен не содержит декоративных орнаментов, чаще всего она просто окрашена. Обои американцы используют очень редко.
- Большая часть мебели располагается по центру, вдоль стен ставят только деревянные тумбочки.
- Освещение в американской квартире всегда зонированное. Света много: бра, настольные и напольные торшеры, разные комбинации подсветок. В России же часто используется одна большая люстра в центре потолка.
- Шторы из натуральных или смесовых тканей, однотонные или имеющие мелкий геометрический рисунок. Американский стиль не предполагает никаких ламбрекенов или рюшей – только прямые, с простым незатейливым кроем.
Часть 3
Прочитать другие статьи по русскому стилю
Зайти на наш сайт и почитать другие статьи