"Многие лета нашей герцогине!" - радовались флорентийские ювелиры и ткачи, поднимая тосты за здоровье молодой супруги герцога Козимо Медичи - Элеоноры Толедской. Еще в девушках семнадцатилетняя красавица герцогиня слыла первой модницей Испании, знавшей толк в нарядах и украшениях. А двадцатилетний герцог Козимо, влюбленный как мальчишка, осыпал молодую жену свадебными подарками, украшая ее словно икону Богоматери. Свадебные торжества, обогатившие ремесленников и купцов Флоренции, длились целых десять дней!
Удачная помолвка
О том, что брак с Элеонорой обеспечит Флоренции союз с одной из самых могущественных держав Европы, знали все государственные мужи, считавшие, что Козимо сказочно повезло. Вдобавок молодая герцогиня, получившая первоклассное по тем временам образование и богатое приданое, была не только прекрасна, но и умна - она не раз давала мужу дельные советы, а во время его отлучек правила Флоренцией в роли регента, подписывая указы.
Элеонора проявила тонкий вкус, покровительствуя величайшим художникам своего времени - таким, как ювелир, бретер и безбожник Бенвенуто Челлини, которому приходилось в присутствии герцогини смирять свой буйный нрав. Ведь Элеонора, как и положено дочери Испании, была по-настоящему благочестивой и набожной, что не раз удивляло флорентийцев, привыкших к распутной жизни не только светских владык, но и князей Церкви. Элеонора же сразу взяла молодого мужа в свои изящные ручки, обладавшие твердостью стальной перчатки.
Увлечения Козимо
В отличие от своих современников и родственников, известных любовными похождениями, Козимо не любил фривольных увеселений и не имел любовниц. "Настоящий христианский государь", - хвалили его сторонники строгих нравов, жалея лишь о том, что молодой герцог слишком любит роскошь и наряжается, словно светский щеголь или легкомысленная кокетка. Вдобавок во Флоренции действовал строгий закон, ограничивавший роскошь в одежде, "разоряющую добрых христиан и развращающую нравы". А герцог Козимо словно нарочно делал все, чтобы сеять соблазн, отправляя нетвердые в вере души прямиком в адское пекло!
Зато гуляки и дамские угодники полагали, что Козимо сидит под башмаком у жены и жалели о том, что Элеонора наводнила Флоренцию приехавшими из Испании иезуитами. Об "испанских черноризцах" ходили самые диковинные слухи. Говорили, что они знают самые тайные помыслы горожан благодаря шпионам, втираются в доверие к почтенным флорентийским матронам и приучают их "долбить мозги" своим мужьям, превращая их в рабов женских прихотей. Иначе как же удалось самой Элеоноре отучить мужа от легкомысленных холостяцких удовольствий?
Недуги Элеоноры
Любители сплетен не подозревали о горе, которое точит молодую герцогиню. Несмотря на цветущий вид, она с детства страдала от зловещих недугов - ревматизма и туберкулеза. В сырую погоду, обычную для флорентийской зимы, Элеонору одолевала немилосердная зубная боль, а рождение очередного ребенка все чаще заставляло ее чувствовать себя изможденной и разбитой. Всего Элеонора родила одиннадцать сыновей и дочерей, большинство из которых благополучно перешагнуло порог младенчества, уверяя герцога, что он не останется без наследника.
Вместе с тем герцогиня Флорентийская старалась крепиться, оставаясь достойной высокого сана. Даже на последних неделях беременности она участвовала в пирах, карнавалах и даже отважно отправлялась вместе с мужем на охоту. Зимой же она все чаще мечтала о том, чтобы навестить родную Испанию. Зимой 1562 года, когда Элеоноре исполнилось сорок лет, она и Козимо отправились погостить к старшему сыну Франческо. Но в дороге герцогиня расхворалась и умерла от малярии, давно терзавшей ее преждевременно постаревшее тело. Вместе с матерью скончались ее сыновья Джованни и Гарсия, сопровождавшие родителей в поездке.
Вдовец Козимо
Герцог Козимо был безутешен - он потерял покой и сон, почти не показывался на людях и через два года передал трон молодому Франческо. Правда, впоследствии он обзавелся не только любовницей, но и морганатической супругой, доказав, что в нем текла горячая кровь Медичи. Он пережил жену более чем на 10 лет и умер в 54 года.
Но семейное проклятие, казалось, продолжало преследовать потомков Козимо и Элеоноры. О юном Гарсии, который скончался вслед за матерью, говорили, что он нечаянно убил родного брата. И хотя флорентийские врачи твердили, что юноши умерли от болезни, они не могли заткнуть сплетникам рты. О Франческо рассказывали, что он стал жертвой отравления.
Судьба их детей
Его сестра Изабелла Медичи, одна из самых благочестивых, умных и обаятельных женщин Италии, была задушена мужем в припадке ревности. И хотя медики уверяли, что молодая женщина умерла от лихорадки, клеветники утверждали, что Изабелла вступила в кровосмесительный союз с двоюродным братом мужа, за что и понесла заслуженную кару. Особенно активно распространяли эти слухи памфлетисты из враждебных Медичи итальянских княжеств, стараясь угодить своим владыкам и очернить репутацию спесивых Медичи.
Что осталось потомкам от прекрасной Элеоноры, наследство которой было вскоре растрачено потомками? Картины живописцев, запечатлевших ее гордую красоту, рассказы современников, которых впечатлили печальная судьба и таланты герцогини Элеоноры, а еще больше - ее празднества и наряды. Изобретенные искусными ткачами и вышивальщицами узоры, которые и сейчас называются "тосканскими".
Заключение
Некоторые из них дожили до наших дней, а флорентийский бархат с гербами Элеоноры был настолько популярен, что добрался даже до царства Московского, где тоже ценили красоту и роскошь. Из этой ткани шили облачения патриархов и цариц, а придуманные лично для Элеоноры узоры воспроизводились не только придворными мастерами, но и обычными рукодельницами на огромном пространстве от Астрахани до Вологды. И если вы посетите петербургский Этнографический музей, вы можете увидеть в нем старинные русские наряды, напоминающие о причудах прекрасной Элеоноры.