Ну кто ж не слышал про «наперсточников»! Этакая заведомо мошенническая затея. Веселый «дядя» ловко «крутит» три наперстка по столу и предлагает ротозею прохожему угадать, под каким спрятан шарик. А «фокус» в том, что шарика нет ни под одним.
...Охотиться спланировали под руководством известного на всю страну потомственного охотника-гончатника и потомственного же эксперта-кинолога по породам гончих Виктора Андриянова.
Виктор Александрович указал своим братьям Александру и Геннадию, сыну Виктору и племяннику Николаю Каптелинину, кому где встать на опушке вдоль открытого просторного лога. По поводу себя пояснил:
— Я с собачками вон там с мыса зайду, в лес на той стороне лога. и поищу беляка. Не мешайте, пусть гончие поработают час-полтора. Потом перестроимся, а пока шумовые (шумовой — зверь, побуженный шумом, прямо к нему не относящемуся) русаки с той опушки из-под меня через лог на вас побегут.
Охота обещала быть успешной. Свежие следы зайцев после ночной пороши и тут, и там. Думали, поэтому пара русских гончих никак не успокоятся. Собаки скулят, с поводков рвутся. Однако, когда встали в круг для последнего обмена мнениями, Виктор Андриянов-младший в какой-то момент стал молча «тыкать» указательным пальцем вниз, в центр круга. Все увидели насмешливо следящий за ними из прошлогоднего бурьяна круглый глаз присыпанного снегом зайца-русака…
И дикие, и домашние кролики роют норы в земле. Наши зайцы — беляк и русак — этого не делают, хотя и по обстоятельствам могут прятаться в норы других зверей. А вот в снегу делают такое убежище сами.
Мои друзья-охотники Володя Башкин, Фанур Гайфуллин и Газинур Тимаев рассказывают каждый свою историю. Зайцы-русаки, следы и норки которых начисто сравняло ветром-поземкой, вдруг выскакивали у них из-под ног, буквально отталкивая снизу из-под снега лыжи. Мне в моей егерской практике доводилось обнаружить нору зайца-беляка, которой он, судя по следам разной степени свежести, пользовался несколько дней. В сугробе, внутрь куста бересклета лаз вертикально вниз сантиметров шестьдесят — семьдесят. Там утрамбованная «зала» просматривалась, и ходы в разные стороны. После обнаружения приходить перестал, но следующей зимой обустраивал вновь.
Известно, что снег замечательный «термос». Так вот, по поводу птицы отряда курообразных семейства тетеревиных, рябчика, обычно ночующего в снегу, в специальной литературе сообщается, что в снеговой «камере» в прослойке воздуха вокруг птицы возникает и сохраняется до ее вылета плюсовая температура. не читал, но не сомневаюсь, что и в заячьей «закупоренной» норе возникает такой же термоэффект.
...Зайчина, сообразив, видимо, что его «подполье» разоблачено, выломился из норы как футбольный мяч со штрафного…
Гончие от таких откровений человеческими голосами закричали.
...В мгновение пролетел пол-лога, а на безопасном расстоянии остановился. Развернулся, встал столбиком вызывающе. Мол, что взяли, ох-хотнички!
— Вот и этот к вам вернется. Никуда не денется.
Разошлись все, как наметили. Перед Колей Каптелининым сразу же возникла мучительная задача. Посреди лога перед ним — и ста метров не наберется — овражек не овражек, а так, промоина от весенних талых вод. Аккурат туда, можно сказать, от ног Николая тянется свежий, что называется, горячий след зайца-русака и там прерывается.
Вот она, добыча, рядом, а поди достань. Начнешь ходить туда-сюда, как раз с той стороны лога заяц побежит, спугнешь. Еще хуже — кому из «соседей» охотничать помешаешь. Виктор Александрович заругает, охотники закритикуют.
Час мучился и решился. Ну, точно! Дно промоины зайцем истоптано. Дальше следов нет. Сбоку козырек снеговой и в нем три норы в ряд, по метру друг от друга.
Заглянул в ближнюю. Глубоко, на метр больше до стенки промоины прокопана. Пустая. Левой рукой на козырек оперся, в среднюю заглянул. Ну, эту начал копать, да бросил. Сантиметров двадцать всего глубиной. Сделал полшага, правую руку с ружьем в сторону оттопырил и, балансируя на одной ноге, в дальнюю нору дотянулся посмотреть. Пусто до грунтовой стенки.
Где же он? Неудобно оглянулся через левое плечо. да вон же он, удирает. Извернулся, как смог. Ружье вскинул. Нет, поздно уже. Далеко. Незачем.
Удрал шельмец. Была у зайца избушка снеговая. В средней норе он сидел, снеговой пробкой изнутри закупорился. Хорошо, что сбежал. Жалко было бы такого хитреца подстрелить. В трех норах запутал. Чистый наперсточник.