"На брачном ложе король проявил слабость", - жаловалась молодая королева, но над ней только посмеивались.
Все прекрасно знали, что Его Величество - сущий младенец, который до десяти лет не умел ходить. Какая уж там любовь! Вкусное и красивое пирожное Карл не задумываясь обменял бы на самую прекрасную женщину в мире.
Не получая должного внимания от короля, Мария Анна ожесточилась и сполна проявила свой несносный характер. Так, что в Испании ее прозвали "рыжей бестией"...
28 октября 1667 года в семье кюрфюрста Пфальца Филиппа Вильгельма и его благоверной супруги Елизаветы Амалии Гессен-Дармштадской родилась девочка, которую назвали Марией Анной. Роды, проходившие во дворце Бенрат в Дюссельдорфе, были двенадцатыми для принцессы Елизаветы Амалии - и, что прямо-таки невероятно для тех времен, - все двенадцать детей не просто выжили, но достигли взрослого возраста..
Мария Анна, получившая в семье ласковое прозвище Мариандель, росла в небольшом замке в Нойбурге-на-Дунае со своими сестрами - Марией Софией, Доротеей Софией и Эдвигой Елизаветой. Воспитанием принцесс занималась гувернантка фрау фон-Клау, немка по происхождению.
Несмотря на столь нежное прозвище - Мариандель, Мария Анна была непослушным, эгоистичным и надменным ребенком. Строгая фрау фон-Клау немало натерпелась от принцессы.
Тем не менее, родители не беспокоились за будущее дочери, ведь Мария Анна, помимо знатного имени, обладала невероятно привлекательной внешностью. Принцесса отличалась высоким ростом, статностью и рано проявившейся женственностью. Кроме того, невозможно было не обратить внимание на основную "изюминку" в облике Марии Анны: девушка обладала потрясающей копной огненно-рыжих волос. При этом, кожа принцессы была благородного бледного оттенка без единой веснушки, что очень ценилось в те времена.
Женихи буквально осаждали Пфальц, однако курфюрст Филипп Вильгельм, не удовлетворенный знатностью и богатством претендентов, все время придумывал какие-то отговорки.
В феврале 1689 года стало известно о смерти Марии Луизы Орлеанской - первой жены короля Испании Карла II Зачарованного, представителя династии Габсбургов на испанском престоле.
Марии Анне Пфальц-Нейбургской к тому моменту исполнилось 22 года, и принцессу необходимо было как можно скорее выдавать замуж, иначе она рисковала остаться старой девой.
Отец Марии Анны начал "прощупывать" почву относительно возможного брака своей дочери с Карлом II. В Испании к предложению курфюрста Пфальца отнеслись с интересом: да, 28-летний король Карл, тяжело горевавший из-за смерти любимой супруги, не хотел больше жениться, но проавстрийским силам в Испании брак государя с немецкой принцессой был более чем желателен.
В результате состоялись переговоры, по итогам которых принцесса Мария Анна Пфальц-Нейбургская была названа невестой короля.
Мария Анна прекрасно знала, что прозвище "Зачарованный" было дано Карлу II отнюдь не случайно. Его Величество с рождения страдал целым списком физических и психических расстройств: эпилепсия, золотуха, размягчение костей, диарея, внезапная рвота, лихорадка. До восьми лет принц не мог ходить, а впоследствии слугам часто приходилось носить его на носилках из-за немощи.
Карл, как и большинство Габсбургов, имел врожденные уродства, в частности, знаменитую длинную нижнюю челюсть. Причем, у короля она была настолько деформирована, что он не мог нормального говорить и пережевывать пищу. Вот как внешность Карла II описана в апостольском нунции:
В детстве принц Карл был окружен различными уродцами и карликами: это делалось для того, чтобы мальчик не страдал из-за своей внешности.
Несмотря на физические и умственные недостатки, современники отмечали приятный характер молодого короля.
"Король был деликатного темперамента. Чаще всего он проводил целые дни в своём дворце, играя в бирюльки или какие-нибудь детские игры со своими карликами; у него не было никаких других забот, кроме соблюдения дворцового этикета и механического исполнения религиозных обрядов".
Мать Карла II, знаменитая королева Марианна Австрийская, была уверена, что ее сын подвергся сглазу, колдовству или демоническому влиянию - отсюда и прозвище "Зачарованный". Марианна приглашала в Испанию лучших экзорцистов Европы, но все их усилия были тщетными: здоровье короля не улучшилось.
Оно и не могло улучшиться, ведь причиной состояния Зачарованного монарха был не злой колдун или ведьма, а многолетние близкородственные браки между австрийской и испанской ветвями дома Габсбургов. Так, все восемь прабабок и прадедов Карла имели общего предка - королеву Хуану I Безумную, которая также не отличалась хорошим физическим и психическим здоровьем.
Единственным просветом в жизни Карла II стала его супружеская жизнь с Марией Луизой Орлеанской. Красавица и умница Мария Луиза смогла рассмотреть добрую душу короля и закрыть глаза на его физические недостатки. Король, который из-за синдрома Клайнфельтера надолго задержался в детском возрасте, к удивлению всей Европы, жил с Марией Луизой как муж с женой. Да, супруга порой жаловалась на то, что Карл "невероятно быстр", но, с учетом состояния здоровья короля, сам факт его мужественности был сродни чуду.
Нетрудно представить, насколько сильным было горе Его Величества после внезапной кончины Марии Луизы в возрасте 27 лет.
Когда Карлу II привезли портрет Марии Анны Пфальц-Нейбургской, он сказал: "Дама из Нюрнберга недурна собой», но тут же, взглянув на портрет покойной жены, добавил: "Но эта дама была прекрасней всех".
Таким образом, Марии Анне предстояло бороться не с реальными соперницами, а со светлым образом своей предшественницы.
28 августа 1689 года в Ингольштадте был заключен брак по доверенности. Планировалось, что Мария Анна сразу же отправится в Испанию, но начавшаяся в Европе война задержала принцессу.
В Вальядолид Мария Анна прибыла лишь весной 1690 года. Вскоре принцесса впервые в жизни увидела жениха. Оказалось, что портреты, на которых Карл отнюдь не выглядел красавцем, безбожно приукрашивали действительность. Король Испании был похож на очень некрасивую женщину с прекрасными, светлыми волосами.
Впрочем, Мария Анна также не вызвала энтузиазма у Его Величества: король, полностью погруженный в скорбь по супруге, практически не смотрел на невесту, отдавая должное многочисленным тортам и пирожным на столе.
Сразу после свадьбы Карл и Мария Анна разъехались по разным замкам. Пара жила раздельно и в дальнейшем, однако, попытка начать супружескую жизнь все же была, так как Мария Анна впоследствии жаловалась на "бессилие" Карла. Тем не менее, официально брак испанского короля с пфальцской принцессой так и не был консуммирован.
Мария Анна ни в малейшей степени не расстроилась, что ей не пришлось быть "настоящей женой" Карлу II. Королевского титула молодой женщине было вполне достаточно. Вскоре политическая активность королевы начала раздражать испанский двор, не принявший по-немецкому свободный стиль Марии Анны.
Народ дал королеве прозвище "противная рыжая немка", а при дворе ее назвали "рыжая бестия".
Мария Анна, пользуясь мягкотелостью Карла, вовсю манипулировала супругом. Королева всегда находилась в центре всех интриг, на ее счету был не один заговор против придворных, а вспышки ярости "рыжей бестии" стали главным страхом Карла II в последнее десятилетние его правления.
Ее Величество прекрасно понимала, что инфантильный, насквозь больной супруг не способен стать отцом. Однако, отдавать кому-то престол без боя Мария Анна не собиралась. В случае смерти Карла королева задумала сделать королем Испании своего племянника, эрцгерцога Карла Австрийского.
Эта идея "рыжей бестии" вызвала недовольство ее свекрови, вдовствующей королевы Марианны Австрийской. Та и раньше была шокирована отношением снохи к своему сыну, но агитация Марии Анны за Карла Австрийского привела Марианну в неистовство. Дело в том, что вдовствующая королева хотела посадить на трон своего правнука Иосифа Фердинанда Баварского.
Между двумя королевами возникали постоянные ссоры. Марианна обвиняла сноху в неуважительном отношении к ней:
"Учитесь жить, мадам, и запомните раз и навсегда, что люди гораздо выше вас смирялись передо мной; единственное, чем вы их превосходите, это то, что являетесь женой моего сына, но этим вы обязаны мне".
На это "рыжая бестия", не задумываясь, ответила:
"За это я вас и ненавижу так сильно!".
При испанском дворе Марию Анну напрямую называли воровкой. Ни для кого не было секретом, что молодая королева "заимствовала" бесценные картины из коллекции короля и отправляла на родину. Там полотна благополучно продавали, а деньги отсылали "рыжей бестии".
Марии Анне постоянно не хватало денег, в своих письмах родителям она жаловалась на ... бедность короля Карла, на вечную нужду, упрекала отца и мать в том, что ее сестры получили лучшее приданное.
Марию Луизу Орлеанскую, первую жену Карла II, Мария Анна ненавидела лютой ненавистью. Причина была проста: король постоянно сравнивал свою "святую Марию Луизу" с "рыжей бестией".
1 ноября 1700 года Карл II Зачарованный скончался в возрасте 38 лет. Его 33-летняя супруга стала вдовой. Добродушный Карл, составляя завещание, не забыл о Марии Анне: ей было назначено приличное ежегодное содержание. Кроме того, король попросил своего преемника относиться к "рыжей бестии" с почтением.
Со смертью Карла династия испанских Габсбургов пресеклась. Новым королем стал испанский Бурбон - 17-летний двоюродный внук Зачарованного Филипп V. Наступили времена всецелого французского владычества в Испании, продолжавшие вплоть до 1715 года.
Филипп V, вопреки просьбе своего предшественника, сразу после вступления на престол отправил в Мадрид депешу, в которой приказал Марии Анне в кратчайший срок покинуть столицу.
"Рыжей бестии" пришлось подчиниться. Королева перебралась в Толедо, где поселилась в старом и мрачном замке Алькасар. На этот раз положение Марии Анны, и правда, было плачевным. Денег, которые ей выделяли по завещанию Карла II, не хватало, а через несколько месяцев и эти средства стали присылать нерегулярно.
Королеве пришлось прибегнуть к старому, испытанному способу - просить деньги у родных. Даром что все сестры и братья Марии Анны занимали далеко не последнее место в европейской иерархии.
Одно из писем было отправлено Элеоноре Нейбургской - родной сестре "рыжей бестии", третьей жене императора Леопольда I и, соответственно, императрице Священной Римской империи.
Элеонора решила посоветоваться по поводу помощи Марии Анне с братом, курфюрстом Пфальца Иоганном-Вильгельмом. Курфюрст ответил императрице следующим образом:
"По поводу королевы Испании, я искренне сочувствую этой несчастной даме, но, по правде сказать, всё, с чем ей пришлось столкнуться, произошло по её собственной вине, как следствие её ужасного поведения. И я считаю, то, о чем она просит Ваше величество, скорее нереально, чем воплотимо. Но, если бы Вы могли помочь этой бедной женщине и утешить её в такой непростой ситуации, я бы считал это личной услугой мне…".
Элеонора помогла сестре, но, видимо, недостаточно. Мария Анна продолжала испытывать лишения, которые отразились на ее здоровье. Так, королева потеряла свои знаменитые рыжие волосы, и стала носить седой парик.
Осенью 1704 года Мария Анна написала своей пожилой матери письмо, наполненное неподдельной грустью и отчаянием:
"Я всеми покинута. Они не выплачивают мне полную пенсию, даже трети не выплачивают… Поэтому у меня не всегда есть прислуга — им просто нечем платить. Иногда у меня даже бывает недостаточно еды… Я стала жалкой от того, что не могу никому доверять, но в то же время боюсь, что все меня бросят".
Казалось, что "рыжей бестии" никогда не воспрять, никогда не покинуть мрачные стены Толедского Алькасара, но в 1706 году ее племянник, эрцгерцог Карл Австрийский, за которого в свое время Мария Анна так настойчиво хлопотала, захватил Толедо со своим войском.
Королева встретила родственника с распростертыми объятиями, получила от него богатые дары и разрешение жить где она пожелает.
Через несколько лет Филипп V отбил у австрийцев Толедо. С Марией Анной король встречаться не стал, лишь приказал передать ей: в кратчайший срок Ее Величество должна навсегда покинуть Испанию.
Тщетно попытавшись вымолить у Филиппа прощение, изгнанница отправилась во французский Байонн.
В 1725 году 58-летняя "рыжая бестия", до этого незаметно жившая во Франции, напомнила о себе всей Европе. Венценосная родня с ужасом узнала о браке бывшей королевы с неким Жаном де Ларетегой, молодым красавцем, сыном изготовителя бочек. Кто знает, может быть, таким образом Мария Анна пыталась наверстать упущенное за те годы, когда ей пришлось жить с Карлом II...
В 1739 году Филипп V сжалился над престарелой родственницей и разрешил ей вернуться в Испанию. Марии Анне были выделены апартаменты во дворце Инфонтадо в Гвадалахаре, где она и скончалась 16 июля 1740 года в возрасте 72 лет.
Так сложилась судьба женщины, которая, в отличие от принцессы Марии Луизы Орлеанской, не смогла вовремя оценить добрую душу короля, названного самым безобразным монархом Европы. За что и поплатилась.
Еще больше статей про историю, про любовь, про Средние века, про гениев и их темные стороны - на моем канале! Подписывайтесь!
Мои книги