Найти тему
Советское Кино

"Покровские ворота"

Замечательный фильм, отснятый в ритме эшн, как сейчас принято говорить. Пятидесятые года прошлого века, времена Советского Союза, когда многие ютились в коммунальных квартирах. Где на несколько жильцов была одна общая кухня.

Сюжет довольно оригинальный, где юный Костик, роль которого прекрасно исполняет Меньшиков Олег, приезжает на учебу в Москву. Его ждет немало быстро сменяющихся событий, происходящих в личной жизни весьма энергичных и общительных жильцов. Жизнь просто кипит вокруг студента исторического факультета.

Изображение со страницы https://dzen.ru/media/kinoobzor/psihologicheskii-smysl-filma-pokrovskie-vorota-5e2edd42d5bbc300aea9a9a6
Изображение со страницы https://dzen.ru/media/kinoobzor/psihologicheskii-smysl-filma-pokrovskie-vorota-5e2edd42d5bbc300aea9a9a6

Его не без удовольствия приютила в одной из двух занимаемых комнат добродушная тетя. Софья Пилявская очень правдоподобно изобразила добрую тетю. Она с полуслова понимает племянника и несколько с юмором относится к его проделкам и небольшим романам с разнообразными представительницами прекрасного пола. Алиса Витальевна, конечно, поступает вполне резонно.

Ее преклонный возраст не оставляет ничего, кроме одинокого существования с киношками и беллетристикой. Поэтому она не без удовольствия наблюдает страстные игры увлеченных людей. Все они жители в доме, расположенном поблизости от Покровских ворот. Блеск и воодушевление, с которыми увлекающаяся личность разворачивает подобную игру, захватывает не только ее, но и прочих обитателей коммуналки.

Страсти здесь бурлят совсем не шуточные. «Кипятильный» процесс катализируется неким Велюровым. Роль отлично исполняется известным актером Леонидом Броневым. Он обрел собственное в сатире и написании фельетонов. За словом он не лезет ни при каких обстоятельствах. Даже после нескольких пересмотров картины, всегда удивляешься точности афоризмов и выражений. Прекрасно обогащается русский язык общения. Евгений Моргунов – Соев – поставщик идей и художественных изречений для публичных выступлений в парке. Аркадий Варламович любитель крепко выпить. Иначе его ранимая утонченная натура не в силах будет выносить «позор мелочных обид».

Остроту и пикантность также добавляют остальные обитатели. Инна Ульянова неподражаема в роли Маргариты. У нее характер «командира полка» и немало весомых достоинств. Она сумела до того затюкать первого мужа – Хоботова Льва Ильича, что он практически не в состоянии отказать ей ни в чем. Что самое ироничное и, для многих удивительное, что кандидат на роль второго мужа – Савва Игнатьевич - во всем с ней согласен. Они не «оставляют его одного», и даже… с другой любимой женщиной первого «неудачного» супруга. У Саввы все всегда починено и в прекрасном рабочем состоянии.

Интересно наблюдать, как Лев отбивается от назойливой нерастраченной на детей заботы со стороны властолюбивой Маргариты. Ситуация даже в конце доходит до абсурда, когда Хоботов собирается вторично женится, а его бывшая супруга обязывает его жить… втроем с ее Савой.

В жизни Аркадия Варламовича появляется серьезное и большое чувство к пловчихе. Татьяна Догилева изобразила, как несколько покровительственно со стороны юной привлекательной девушки, относится она к страсти, испытываемой человеком далеко не молодым, но довольно оригинальным и настойчивым в меру.

Фильм по праву завоевал народную любовь. Однако судьба проката у него оказалась непростой. Картина создавалась в сложных условиях. Пьеса изначально ставилась на театральной сцене. Постановщику Казакову весьма приглянулась пьеса Зорина. Костик это был прототип автора. Будущая его супруга очень была схожа с Маргаритой в юности.

«Мосфильм» не был в восторге от идеи создания по пьесе кинокартины. Сценарий по мнению Данелия нельзя было считать хорошим и удачным. Остановились на идее создания телефильма. Но и тут возникли непредвиденные сложности.

Сомнительность подготовленного сценария начальство явно не одобряло. Его не удовлетворяли ни издевки, по поводу военного прошлого Саввы, ни сомнительность «светлого образа» молодого героя, ни прозрачные намеки на «оттепель» хрущевского времени. Главное, что было не по нраву – трагедия в лице Хоботова всей интеллигенции того времени. Ведь его достойная супруга не побоялась довести человека до психушки.

Было поставлено условие начальством, что для получения разрешения предварительно сыграть Казакову Дзержинского. Постоянно отфутболивали постановщика по разным причинам, не давая заняться съемками. И все-таки все разрешилось самым удачным образом, и у нас имеется прекрасная возможность в полной мере окунуться в те далекие годы, испытывая радость от общения с любимыми героями и впитывая атмосферу тех лет.