Приветствую всех, друзья! Сегодня хотел бы поговорить об одном историческом мифе, которому положил начало сам Наполеон Карлович Бонапарт. Который в последующем, также будет использоваться всеми, как оправдание неудач на Востоке. Даже сегодня, этот миф жив и активно пропагандируется современными западными(и не только) историками и общественными деятелями. Итак, печеньку, чай незабываем. Поехали!
1. Рождение мифа о непобедимом русском "генерале".
После четырехдневных боев на обоих берегах реки Березины, наполеоновская армия вторжения перестала существовать. Однако, Бонапарту удалось сохранить гвардию и некоторые боеспособные отряды, которые в последующем станут костяком возрождения императорской армии.
Спустя несколько дней после переправы через Березину, находясь в Молодечно, Наполеон Карлович выпустил 29-й, ставший последним в русской кампании, Бюллетень Великой армии. Подобные бюллетени издавались на протяжении многих лет для освещения боевых действий, предназначались для солдат французской армии, жителей Франции и для представителей иностранных государств. По сути, являясь средством пропаганды, отражая точку зрения выгодную императору Бонапарту. Ничего не поменялось и с 29-м. В нем, Наполеон оправдывая причину неудачной русской кампании, винил во всем неожиданное наступление сильных морозов:
"Морозы, начавшиеся с 7-го числа ноября, вдруг увеличились, и с 14 по 16 ноября термометр показывал от 16 до 18 градусов ниже точки замерзания. Дороги покрылись гололедицею, и обозные лошади падали каждую ночь не сотнями, а тысячами, а особливо взятые из Немецкой земли и Франции. В несколько дней погибло их более 30 тысяч. Вся конница осталась пешею, артиллерия и обозы без лошадей. Мы принуждены были большую часть своих пушек, также военных и съестных припасов оставить на дороге или истребить. Армия, бывшая 6-го числа ноября в самом лучшем состоянии, 14-го ноября уже совсем переменилась; она лишилась конницы, артиллерии и обозов.
Без конницы нельзя было нам ни на четверть мили делать рекогносцирования, а без артиллерии не могли отважиться ни на какое сражение и вынуждены были выжидать нападения на себя неприятеля; поэтому надлежало продолжать поход свой, дабы не быть принужденными вступить в сражение, о котором, по причине недостатка в амуниции, не можно было нам даже и думать; чтобы неприятель не мог обойти нас, мы должны были занять большее пространство, не имея конницы, которая могла бы рекогносцировать неприятеля и соединить наши колонны. Сие затруднение, сопряженное с наступившими вдруг морозами, привело нас в самое жалостное состояние."
2. Реальные погодные условия в ноябре 1812 г.
На самом деле император Франции "слегка приукрасил" и сгустил краски. Серьезные холода в 1812 году наступили уже после переправы через Березину и лишь добили остатки отступившей армии. По разным подсчетам, около 30-40 тысяч не добрались до города Вильно, после переправы через Березину или закончили свой земной путь в этом городе. Согласно температурной таблице из отчёта Виленской астрономической обсерватории за тот год, самая низкая осенняя температура наблюдалась 13-го (-8°С), 14-го (-9,2°С) и 15-го (-6,5°С) ноября, а большую часть месяца температуры колебались в районе нуля.
Также об отсутствии "лютых" морозов, описываемых французским императором, говорит тот факт, что пришлось строить мосты через Березину, которая не замерзла. Надо понимать, что это небольшая равнинная река со слабым течением, в месте переправы ширина реки составляла около 80 м. При чем мосты пришлось строить длиннее, потому что берега речки представляли собой заболоченную пойму, которая тоже не замерзла и представляла собой препятствие для прохождения остатков артиллерии и обоза.
Еще одним косвенным подтверждением отсутствия сильных морозов служит переправа остатков корпуса маршала Нея через Днепр, покрытый тонкой коркой льда, после битвы под Красным 18 ноября. В результате, на противоположный берег Днепра, вместе с маршалом перебралось всего около 900 человек из 3000, большинство из них утонуло в полыньях.
Да и воевать в зимних условиях, даже в мороз, французы умели. Например, в январе 1795 года французская армия пересекла замёрзшую реку Ваал и вступила в Амстердам, после этого двинувшись через замерзший морской залив Зёйдерзе к местечку Ден-Хелдер, где застрял во льду голландский флот, который в результате был захвачен. Или в феврале 1807 года в битве при Прейсиш-Эйлау войска Великой армии маневрировали по льду замёрзших озёр, несмотря на мороз и метель.
Да и падеж лошадей не произошел за такой короткий срок. На самом деле непарнокопытные начали дохнуть еще летом. Отряд маршала Мортье, состоявший из 8000 всадников, покидая последним Москву имел только 2000 лошадей.
3. Выводы.
Конечно же мороз не был причиной поражения французов. Виновником его назначил Наполеон уже постфактум. Надо же было кого-то винить. Любые другие варианты ставили под сомнение самое "величие" и непобедимость Великой армии. Обвинить Кутузова - значит признать его полководческий талант выше своего. Своих необоснованно винить также нельзя, получишь недовольство личного состава. И Наполеон Карлович нашел идеальный выход. Сделать виновником природную стихию. И неважно что ее не было(кто же проверит?), тем более, что и для чувства собственного достоинства его солдат плюсик. Не русские их победили, а проклятый русский мороз. И наверняка все в это сами поверили и рассказывали всем, в том числе своим потомкам.
Причин поражения французов много. Стратегический просчет командования французской армии и самого императора, ожидавшего, что со взятием Москвы - старой столицы русского государства, император Александр капитулирует. Это и разложение боевого духа, в первую очередь не французского состава армии, вызванное мародерством и отступлением из Москвы. Болезни, прежде всего тиф. Это голод, главной причиной которого, можно считать умелые действия партизан и летучих отрядов, сражение под Малоярославцем, во время которого город переходил из рук в руки 8 раз, хотя и остался за французами, но в результате дорога на Калугу была перекрыта Кутузовым, вынудив Наполеона пойти по старой смоленской дороге, по которой его армия шла летом. На этом пути невозможно было найти достаточно продовольствия для армии.
С оперативной точки зрения Наполеон все важные сражения у Кутузова выиграл. Не с разгромом, но, скажем, "по очкам". Надо отдать должное Михаилу Илларионовичу, стратегически он войну у Наполеона выиграл, проиграв основные сражения, в том числе генеральное под Бородином. Фельдмаршал, проигрывая сражения, сделал главное - сумел сохранить армию. Многие винят Кутузова, принижают полководческий талант. Но, на минуточку, русская армия билась по сути почти со всей Европой, в том числе с лучшей армией в мире, на тот момент, с французской. А командовал "объединенной Европой один из величайших полководцев мира, своего времени уж точно. Генералы и маршалы армии Наполеона были лучшими на тот момент. И честь и хвала нашим предкам, сумевшим победить столь грозного противника!
Путеводитель по каналу: "ссылка"
ССЫЛКА на telegram, подписывайтесь чтобы вовремя получать уведомления на новые статьи.
Спасибо что дочитали до конца!
Если Вам понравилась статья. Ставьте "пальцы вверх"
и подписывайтесь на канал.
Оставляйте свои комментарии.