Найти тему
Елена Евгеньева

Ловцы дежавю. Экстрим для интровертов

При слове «ловцы» в первую очередь в голову приходит мысль об охотниках за торнадо, ловцах жемчуга. Занятие и у тех, и у других опасное, сопряженное с риском для жизни. С риском утраты земного тела или частичного его повреждения.

С ловцами дежавю дело обстоит еще круче. При этом никуда не надо ехать, спешить, нырять и тому подобное. Но занятие это не менее опасное.

Если в статье «Дежавю. Эксперимент» вкратце был изложен мой личный опыт охоты на дежавю, то сейчас хотелось бы тему эту развить и углубить.

Первое воспоминание о пережитом состоянии «уже виденного» возвращает меня в раннее детство. В конце февраля 1977 года накануне своего пятилетия я играла на подоконнике в свою любимую «интровертскую» игру – на запотевшем стекле окна составляла «витражи» из многочисленных тонких обрезков полупрозрачной пластмассы самой разной расцветки, имевших разнообразную форму. И придумывала игры. Например, в каждом последующем ряду обрезки не должны были ни формой, ни цветом повторять находящиеся над ними. Окно было двухстворчатое, правая часть была уже «завитражирована». Любуясь на красочную картинку на фоне густого утреннего тумана из морозной взвеси и дыма из печных труб, я случайно всей ладонью левой руки оперлась на мокрую левую оконную створку. То есть, вся поверхность ладони надавила на влажное холодное стекло. Даже сейчас помню как бы прошившее мозг насквозь впечатление уже виденного, пережитого.

У каждого интересующегося темой дежавю или неравнодушного к этой теме человека есть своя «копилка» таких случаев. Первыми «орлами и решками» в моей копилке стали:

1. справа красочный витраж – слева поверхность ладони, касающаяся мокрого стекла;

2. февраль – густой туман – чад в комнате;

Надо ли говорить, что через много лет это дежавю «догнало» меня на мониторе компьютера по время игры в «Тетрис»?!..

Следующим навсегда сохранившимся в памяти «дежавюшным триггером» стала высокая температура. Едва она поднималась выше 39, меня начинал преследовать один и тот же бред. Я – крохотная песчинка, несущаяся в космосе. Навстречу мне несутся валуны в миллионы раз крупнее меня. Они опасности для меня не представляют, но вызывает ужас именно наша несоизмеримая разность. Состояние это повторялось с каждым случаем ангины, которой я умудрялась болеть каждую зиму с пяти лет чуть ли не до совершеннолетия. Опять же через много лет проезжала мимо одной усадьбы, возле которой много громадных валунов, в сравнении с которыми само жилье выглядело просто лилипутским. Дежавю, привет!

3. валуны – несоизмеримая разновеликость предметов;

Февраль 1980 года. Высокий стол. Широкая скамья. Играем с одноклассницей в лото. Лотошные «бочонки» в льняном мешочке. Вьюшку печки задвинули, а в топке осталась незамеченная головешка. Левой рукой достаю из мешочка бочонок, всё плывёт, грохаюсь со скамейки на пол.

4. лотошные бочонки + чад в комнате из «дежавюшного триггера» № 2;

Ещё в моей копилке дежавюшных триггеров есть такие артефакты как:

5. шарики стекловолокна зеленого, голубоватого цвета;

6. светящиеся в темноте зеленоватым цветом бусы, чётки;

7. странной формы темно-серые детальки (то ли из металла, то ли из графита), которые валялись чуть ли не во всех дворах, назначение тех деталек мне до сих пор неизвестно. Одни из них имели форму буквы «Ш», другие – буквы «Е» (средняя «перекладина» короче двух крайних);

8. битые черепки от посуды среди мелких камешков под водостоком возле домов;

9. постройка ротонда с шестью колоннами цвета слоновой кости.

Было бы очень любопытно сравнить с «дежавюшными триггерами» других ловцов дежавю, которые, надеюсь, есть и среди читающих эти строки.

Таким образом, спусковым крючком появления состояния уже виденного, пережитого можно считать:

а) состояния, выходящие за рамки нормы (высокая температура, чад, угар);

б) мотосенсорика – определенный угол зрения (смотрения), осязание (доминирует поверхность левой ладони);

в) предметы (выделяю для себя, как доминирующие, круглую форму, зеленоватый цвет, из материалов – стекло);

г) локации;

-2

О локациях. Об одной уже упоминала – домик с валунами. Еще две локации находятся очень близко друг от друга. Одна из них представляет собой тротуар мимо приземистого здания с анфиладой окон. А другая метрах в 200 от нее. Сначала эта третья локация была скрыта за стоявшими несколько лет лесами и временным высоченным забором. Каково же было удивление, когда забор, каким обычно обносят стройплощадки, и леса сняли – а на находившихся за ними здании и дворике не было никаких следов ни ремонта, ни реконструкции. Наоборот, было ощущение, что их не ремонтировали, а сознательно старили или понемногу разрушали. Так как здание это (как оказалось, двухэтажный серый особнячок конца XIX века) находится в самом центре города, то тем страннее было лицезреть в открывшемся взору дворике винтажный фонтанчик, каменные скамейки по его сторонам и… шампиньоны. Огромные, ароматные (запах ощущался даже с тротуара), по самые края шляпок ушедшие в густой мох сочного зеленого цвета. Так моя копилка дежавю пополнилась шампиньонами и круглым особнячком.

10. растущие в естественной среде шампиньоны;

11. круглый серый двухэтажный особнячок с фонтаном и каменными скамьями;

Еще две локации, расстояние между которыми около ста километров, связаны между собой странным ощущением портальности. Скорей всего из-за повторяющегося сна. Сначала снится глухое место у реки (значительно позднее там было обнаружено много захоронений жертв гкчп), снится, что оно заасфальтировано. Я во сне начинаю долбить асфальт и внезапно оказываюсь на вокзале, на расстоянии около сотни километров от первичной портальной точки. Когда в реальной жизни оказываюсь в любом из тех мест из своего повторяющегося сна, испытываю особый вид дежавю, который про себя называю «дежавю совмещения», так как эти две локации воспринимаю как одну слоёную, как две стороны одной медали.

В процессе увлечения ловлей дежавю наряду с вполне естественным любопытством постепенно начала развиваться привычка «сканирования» пространства. Так обнаружилось еще одно место проявления ощущения «виденности» и «пережитости». Печатая данный текст, невольно ловлю себя на мысли, что слишком много слов оказываются пойманными в скобки. К сожалению, наш привычный словарный запас еще не расширен этим мало изученным явлением. Но не удивлюсь, если вскоре наша речь пополнится рядом новых слов. Например, дежавюшность, задежавюшничало, дежавист, дежавюшник…

-3

И, напоследок, расскажу о 13 июня сего, 2022 года. День, когда мне довелось испытать на себе каскад дежавю. Сначала мозг выдал картинку какого-то заброшенного кирпичного, обмазанного глиной здания с красной черепичной крышей. Первая «дежавюшная вспышка». По привычке я попыталась «сканировать» пространство на предмет возможного нахождения этого странного двухэтажного дома с заколоченными окнами. Мозг выдал информацию «сараево». Вторая «дежавюшная вспышка». Пытаюсь понять, что я должна делать. Беру в руки триммер и иду косить траву, отключая внутренний монолог. «17». Третья «дежавюшная вспышка». Сканирую пространство на предмет, к чему относится это число. Возраст? Нет. Номер? Нет. Время? Да. Сегодня? Да. Событие? Нет. Транспорт? Да.

Что же, в 17.00 сажусь в рейсовый автобус…