Люблю я такие годовщины. 150 лет назад, 13 ноября 1872 года, была издана "Азбука", которую Лев Николаевич Толстой написал для преподавания в Яснополянской (своей) школе.
Сама же школа была открыта Толстым в принадлежавшей ему Ясной Поляне намного раньше, в 1859 году. Еще до отмены крепостного права и, соответственно, до проведения Александром II других либеральных реформ. Начальное образование в дореформенной России было представлено министерскими и церковно-приходскими школами.
"ВОТ ТЕБЕ, БАБУШКА, И ЮРЬЕВ ДЕНЬ": КАК НА РУСИ ФОРМИРОВАЛОСЬ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО
В деревне школа если и была, то церковно-приходская. Преподавал местный дьячок или батюшкин сын, получивший образование в городе. Чтобы получить дальнейшее образование и поступить хотя бы в училище, крестьянскому ребенку необходимо было перебраться в город, что не представлялось возможным практически.
13 ноября 1872 года была издана "Азбука", написанная Л.Н. Толстым для преподавания в Яснополянской школе.
Школа в Ясной Поляне являлась бесплатной и без телесных наказаний. Чему там учили? - прежде всего чтению, счету, письму. Также проводились занятия по русской истории, естествознанию; даже по рисованию и пению! Т.е., помимо программы начальной школы, давались некоторые знания на уровне средней школы (как, собственно, и в земских начальных училищах).
Но главным в Яснополянской школе было не "что", а "как". Л.Н. Толстой создал собственную самобытную педагогическую систему. Ученики в классе рассаживались так, как хотели (а хотели они не только на лавках вокруг стола, но случалось, что и на столах, на подоконнике, на полу...). Задавали учителю вопросы - обо всем на свете, разрешалось поговорить и спросить и посоветоваться о задании с соседом. Это были уроки-беседы, которые нередко превращались в уроки-игру. Сам Толстой как учитель ставил главную задачу - заинтересовать детей. Не задавали в Ясной Поляне и домашних заданий. Толстой был реалистом: ну не имели возможности деревенские подростки, занятые работой по хозяйству, выполнить у себя дома "д.з.".
Толстой преподавал в школе сам и приглашал отдельных учителей. Не отдыхал он ни на переменках, ни после занятий: рассказывал ребятишкам что-то интересное, показывал им гимнастические упражнения, занимался борьбой. Много играл с детьми: в городки, зимой катались на санках, летом ходили на речку или в лес, бегали наперегонки, водили хороводы... Один из основных принципов Льва Толстого в педагогике сформулировал он сам: "Чем труднее учителю, тем легче ученику".
Л.Н. Толстой как учитель ставил главную задачу - заинтересовать детей.
Л.Н. Толстой развивал в Ясной Поляне идеи Ж.-Ж. Руссо, в частности, теорию открытого воспитания. Учителя, считал Л.Н. Толстой (вслед за Руссо), не имеют права воспитывать детей принудительно, а главный принцип образования - свобода выбора ученика: чему и как он, собственно, хочет учиться. А задача учителя - следовать за ребенком и развивать его природу.
Эти и другие идеи Толстого легли в основу той педагогики, которую мы сейчас называем "педагогикой сотрудничества".
Один из основных принципов Льва Толстого в педагогике сформулировал он сам: "Чем труднее учителю, тем легче ученику".
Но вернемся в Яснополянскую школу.
"Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе", - написал однажды Л.Н. Толстой.
Мне в связи с этими строками вспомнились другие, некрасовские:
...Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый Из отпущенных?..
Ну, что ж! Случай тоже уж не новый -
Не робей, не пропадешь!
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик <Ломоносов>.
Не без добрых душ на свете
- Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!
...
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай...". (Н.А. Некрасов. Из стихотворения "Школьник". 1856 год).
Книг для обучения было мало, поэтому Л.Н. Толстой написал для детей "Азбуку", которая (повторюсь) вышла (1) 13 ноября 1872 года. В учебной книге Толстой использовал сказки, басни, былины, пословицы и поговорки. Так что 13 ноября - хороший день в русской истории!
Хороший день в русской истории
Ну, а через три года вышло второе издание книги Толстого - "Новая азбука", а еще чуть позже были изданы его же четыре тома "Русских книг для чтения".
А может, послушаем самого Льва Толстого? Технические возможности начала ХХ века нам это позволили. Запись 1908 года, Лев Толстой обращается к крестьянским детям, ученикам Яснополянской школы:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d4/Tolstoy_talking_with_children.ogg
"Помните, когда уж меня не будет: что старик говорил нам добро..." (из записи Л.Н. Толстого в 1908 году).
"Когда уж меня не будет". Л.Н. Толстого не стало в 1910 году. К слову, в 1908 году в России было введено бесплатное начальное образование.