Найти в Дзене

Прогулка по Москве продолжается. От Патриарших до дома Булгакова на Большой Садовой.

Большая Садовая,10. Фото автора.
Большая Садовая,10. Фото автора.

Доброго Вам времени суток, уважаемые друзья! Посетив Патриаршие пруды, о чем я рассказал в своей прошлой статье, мы направились к дому Булгакова, но не вышли сразу на Большую Садовую, а пошли по Ермолаевскому переулку. Как раз в том самом месте, где в романе «Мастер и Маргарита» Аннушка пролила свое масло, а Берлиозу отрезало голову трамваем. Про дом «Патриарх» на углу я уже тоже рассказал, а вот следующий дом не менее интересен – это дом Московского архитектурного общества, построенный то ли в 1913, то ли в 1915 году (данные разнятся). Сейчас там размещается Московский музей современного искусства, архитектура здания весьма необычна, посмотрите сами.

Ермолаевский переулок. Фото автора.
Ермолаевский переулок. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Ссылка на статью про Патриаршие пруды: и видео про Патриаршие пруды:
https://dzen.ru/a/Y2fZdwPVj1I-TLog
и видео про Патриаршие пруды:
https://dzen.ru/video/watch/636680d1bbe3222174d070eb

Пройдя немного по переулку, мы сворачиваем налево в аллею архитектора Шехтеля. В начале вроде бы ничего примечательного, аллея как аллея с деревьями, газонами, дорожками между ними и с памятным камнем, на котором написано, что эта аллея названа в честь одного из создателей стиля русского модерна Федора Осиповича Шехтеля. А вот в конце аллеи (или в начале, смотря от куда идти) установлен поклонный деревянный крест, на табличке под которым написано, что на этом месте в 1610 году патриархом Ермагеном был построен храм, снесенный в 1932 году.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Прошли мы по аллее и вышли на Большую Садовую улицу, которая идет от улицы Спиридоновки до Тверской и является составной частью Садового кольца, образованного на месте существовавшего когда-то земляного вала, возведенного в конце XVI века и являвшегося оборонительным сооружением в форме кольца вокруг Москвы после набега крымских татар. А «садовым» это кольцо стало уже в XIX веке, когда всем домовладельцам вдоль кольцевой дороги было предписано устраивать палисадники перед своими домами. Сейчас, конечно, никаких палисадников там уже нет, они были ликвидированы в 30-е годы прошлого века, а название осталось.

Большая Садовая. Фото автора.
Большая Садовая. Фото автора.

В основном все сохранившиеся до наших дней дома на этой улице – это так называемые «сталинки», но есть и дома постарше – начала прошлого столетия, к таким домам относится и дом №10. Это доходный дом Пигита, построенный в 1903 году, бывшему владельцу этого дома Илье Давыдовичу Пигиту принадлежала и знакомая всем старым курильщикам табачная фабрика «Дукат». А архитектурный облик этого здания являет собой уже упоминающийся мной стиль модерн. Но не это, все перечисленное, сделало дом №10 знаменитым, а то, что в этом доме жил Михаил Афанасьевич Булгаков, но все в том же романе автор присвоил ему номер 302бис.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Когда заходишь через арку во внутренний двор дома, то попадаешь в своеобразный «двор-колодец», сильно напоминающий дворы Петербурга, но от этого восприятия сразу отвлекают две интересные фигуры слева, перед входом в подъезд – это Коровьев и Кот Бегемот, верные слуги Воланда из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Эти фигуры выполнены из бронзы в полный человеческий рост, также, как и были описаны в романе: Коровьев – несуразного телосложения, худой и длинный, а Кот – большой и толстый, естественно по котовским меркам. В сумерках, наверное, эти два персонажа могут и напугать, поэтому слабонервным при плохом освещении туда лучше не заходить.

Фото автора.
Фото автора.

В этом пятиэтажном доме теперь дом-музей М.А. Булгакова, а также театр «Булгаковский дом». Сам Булгаков поселился в этом доме в 1921 году, в квартире на первом этаже. Как раз в этой квартире и разместился в 2004 году музей, созданный по частной инициативе, а в 2007 году был открыт государственный музей в квартире на пятом этаже, в которую перебрался Михаил Афанасьевич уже в 1924 году. Именно эту квартиру Булгаков описывал в своем романе «Мастер и Маргарита» как «нехорошую квартиру». Вход в подъезд с этими квартирами украшен барельефом скульптора А.И. Рукавишникова по мотивам все того же романа. А над входом с двух сторон смотрят на всех с высока две совы, ну конечно не настоящие, а скульптурные.

Фото автора.
Фото автора.

В сам музей мы, к сожалению, не попали, так как он открывался гораздо позже, чем мы туда пришли. Говорят, внутри музея, кроме всего прочего, живет настоящий кот, огромный, черный, прошедший специальный отбор. Его мы, конечно, не увидели, а вот скульптурным котом, вернее бронзовым толстым существом, похожим физиономией на кота, мы налюбовались.

Фото автора.
Фото автора.

Очень интересная атмосфера, отсылающая в тридцатые годы прошлого века, создана в этом дворе: старинный двор-колодец, фонарь и скамейка под старину. Если бы не стоящие во дворе несколько современных автомобилей и еще кое-какие мелочи, вроде кондиционеров на стенах и доставщика еды в униформе на велосипеде, то можно было бы вообразить, что мы действительно попали в прошлое! А еще в центре двора в круглом газоне растут несколько достаточно высоких деревьев. Говорят, на этом месте когда-то бил фонтан.

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

А еще я узнал, что в этом доме, не менее известный поэт, Сергей Есенин познакомился когда-то со своей будущей женой американской танцовщицей Айседорой Дункан, но это уже совсем другая история. А впереди нас ждет посещение сада «Аквариум», где когда-то находился мюзик-холл, описанный все в том же романе Булгаковым, а также два театра, один концертный зал и две площади, но все это я опишу уже в следующей статье. А пока на этом все! До скорой встречи!

Надеюсь, Вам было интересно, также как и мне, а значит подписывайтесь на мой канал, кто еще не подписался, чтобы не пропустить самое интересное!