На полках книжных магазинов известных сетей всегда можно найти книгу, которая рассказывает, как правильно читать книги. Может сложиться ощущение, что в представление авторов таких книг, мы – обычные читатели – совершенно не умеем читать книги. Поэтому авторы, писатели, вынуждены писать отдельные книги о процессе чтения, похожие на руководства, инструкции и сборники советов. Многие из нас, наверное, не покупают такие книги. «А зачем?», - спросите вы. – «Мы и так умеем читать и делаем это успешно». И будете правы, но отчасти. Также будут отчасти правы и их оппоненты, которые не прочь прочитать очередную книгу о том, как правильно читать книги.
Сегодня хочется поговорить о книге «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» Мортимера Адлера, которая была издана в «Манн, Иванов и Фербер» в 2019 году.
Об этой книге я знал с года эдак 2016, но впервые она мне попалась в печатном варианте только в 2019 году и с тех пор книга лежала и пылилась на книжной полке. Я не люблю книги о том, как правильно читать книги, если быть честным. Такие произведения наводят на мысль, что среднестатистический человек, без какой-либо привязки к культуре и стране, глуп и не может понять, что он читает. Раньше, до возникновения массового школьного образования, которое дало практически всем жителям Земли возможность читать и считать, понимать прочитанное, понимать книги, понимать мысль могли только избранные, то есть те, кто получал соответствующее образование из соответствующего сословия или класса. С началом формирования института массовой школы, многим людям была предоставлена возможность научиться не просто читать слова и небольшое количество текстов, но и понимать прочитанное. По крайней мере, рабочим нужно было понимать, что за инструкции к оборудованиям они читают. В XX веке возникает до этого не виданное общество - общество читающих людей и понимающих прочитанное. Такое представление может быть несколько идеалистическим, не буду спорить, но это, как говорится, только в общих чертах.
Сегодня, когда вроде бы печатная книга умерла и на смену ей приходят разные форматы чтения, а подавляющее большинство людей имеют не просто школьное образование, но и высшее, разучились читать (или никогда и не умели). Открыв любую книгу о том, как читать, вы обнаружите одну очень простую мысль – люди не умеют читать не в механическом смысле, а они не понимают только что прочитанный текст. И такая проблема встречается повсеместно, особенно учителя и преподаватели от неё страдают. Если предмет строится через определенный корпус книг, статей, монографий и т.п., а не через монологические лекции преподавателя, то, скорее всего предмет окажется провальным.
В такой ситуации было бы логичным обратиться к работам, которые учат читать и понимать, благо таких книг много. Работа Монтимера Адлера является одной из немногих работ, которые можно читать. В подавляющем большинстве такие книги можно назвать беллетристикой ради денег. В них нет никакой ценности и книгами их назвать сложно, скорее бестолковыми советами. Адлер начал писать эту работу в 1940 году, финальный вид она приобрела к 1966 году. Эту работу отличает то, что автор был долгие годы преподавателем в самых разных американских университетах, и каждый год сталкивался со студентами, которые не понимают текстов, которые ими были прочитаны. Он пытается понять, в чём проблема и что с этим можно сделать.
Нельзя сказать, что работа Адлера является панацеей, напротив, его текст довольно скучен, через него нужно продираться. К сожалению, автор использует метод периодического повторения одних и тех же мыслей, что не может не раздражать. Возникает непонимание, зачем автор повторяет одни и те же мысли по несколько раз, разве нельзя это понять с первого раза или хотя бы со второго. Сам Адлер в начале книги пишет: «Эта книга для читателей, которые не умеют читать». И он совершенно откровенен, он правда, это прослеживается на протяжение всего текста, пытается донести мысль, что эта книга с её набором правил чтения только для тех, кто не умеет читать книги, а именно великие книги (их список приводится в конце книги).
По своему преподавательскому опыту скажу, что подавляющее большинство выпускников школ и студентов первых курсов не умеют читать, в том смысле, что не понимают прочитанного, не видят взаимосвязь в тексте, ссылки и гиперссылки на другие произведения, идеи, мыслителей и т.д. Работа Адлера «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» предназначается только для этой категории и для тех, кто и в 30, 40, 50 лет не понимают прочитанного. К сожалению, эта проблема встречается у многих, можно посмотреть даже по комментариям в материалах Маяка Коуза на Дзене – диву даешься, как люди не видят текст, не видят фактов, аргументов и доводов, педалируя своими фантазиями и бредовыми идеями, поломанной логикой и мышлением.
Однако, как я уже писал, эта работа довольно скучна из-за постоянных повторов, поэтому если вы умеете читать и понимаете прочитанное, вам нет смысла читать всю книгу, её можно прочитать до 168 страницы и вы поймете авторскую мысль. Стоит не забывать, что научиться читать и понимать книги, можно только через чтение этих самых книг. Если читать только книги о том, как научиться правильно их читать, то вы ничему не научитесь.
____________________________________________________________________________________
Оценка
- Впечатление – 5 из 10
- Актуальность – 10 из 10
- Читабельность – 5 из 10
- Оформление - 10 из 10
Читабельно на 7.5 из 10
____________________________________________________________________________________
Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений / Мортимер Адлер; пер. с англ. [Ларисы Плостак]. – 6-е изд. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 334 с.
____________________________________________________________________________________