Уникальный памятник истории открыт в 1988 году жителем села Таукаево Зарифом Абдуллиным. Объект культурного наследия находится в 25 метрах от грунтовой дороги на восточном берегу озера Кыскайкуль, на западном склоне мысообразной возвышенности, разделяющей озеро и безымянное болото к востоку от него. Ранее мысовое образование, на котором располагалось поселение, было более ярко выраженным, но по причине обмеления озера сегодня оно только визуально просматривается. Судя по размытым обрывистым береговым склонам, уровень озера за прошедшие три тысячелетия понизился не менее чем на четыре метра. В том же 1988 году отряд археологической экспедиции челябинского государственного педагогического института под руководством Н.Б. Виноградова провел обследование поселения Таукаево-1. Археологом Н.М. Меньшениным был выполнен полуинструментальный план поселения, после чего памятник был официально открыт и занесен в отчетную археологическую документацию. Поселение располагалось на действующей пашне и в результате многолетней распашки все жилищные впадины были полностью снивелированы. На площадке поселения Н.Б. Виноградовым был заложен один шурф, показавший пахотный слой и зольник, также давший находки в виде фрагментов керамики и костей животных. Фрагменты керамики отнесены к петровской, алакульской, федоровской, алексеевской и межовской археологическим культурам. По материалам 1988 года Н.Б. Виноградов датирует памятник истории второй половиной второго тысячелетия – началом первого тысячелетия до новой эры. В 1999 году постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28.01.1999 года № 457 памятник археологии Таукаево-1 внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Памятник находится в зоне лесостепной равнины с развитой сетью заболоченных озер, которые разделяются не большими возвышенностями, занятыми лесом и колками, на территории кадастрового квартала 74:12:1601001. Берега озера Кыскайкуль заболочены и густо поросли камышом. Только южный и восточный берега имеют перепад высот около 20 метров, остальные – уплощенные и слабоволнистые. Поселение не имеет конструкций, визуально выраженных в рельефе, оно приурочено к западному открытому склону возвышенности, разделяющему озеро Кыскайкуль и безымянное болото к востоку от него. Перепад высот от уровня озера до верхней площадки возвышенности составляет 5-6 метров. Но в эпоху бронзового века озеро было более глубоководным и древнее поселение располагалось на ярко выраженном мысовом образовании, с трех сторон окруженного водной гладью.
В 1992 году отрядом археологической экспедиции ЧГПИ под руководством А.В. Епимахова в ходе инвентаризации был произведен осмотр технического состояния памятника, сверка топографического плана и сбор подъемных материалов (А.В. Епимахов, отчет о разведках в Варненском и Красноармейском районах Челябинской области в 1992 году. Челябинск. 1993 год. Архив ГНПЦ). Площадь объекта, согласно отчету, распахана, в результате сбор подъемных материалов происходил на территории 14 000 квадратных метров, со склона береговой террасы (1-4 метра от уровня воды). Собранные коллекции хранятся в фондах археологической лаборатории ЧГПИ (шифр 97).
С целью установления мощности культурного слоя был заложен шурф, давший многочисленные находки костей и керамики из золистого слоя на глубине 20-60 сантиметров. Верхние 30 сантиметров слоя разрушены вспашкой. Коллекции подъемных сборов включают три бронзовых орудия – серп из узкой слегка прогнутой пластины, втульчатое тесло с раскованной рабочей частью и фрагмент литого косаря сосново-мазинского типа. Из более чем 150 фрагментов керамики выделяются не менее трех групп – петровская (сосуды с не высокой шейкой, «воротничком», ребром при переходе от плеча к тулову, орнаментированные треугольниками с наклонной штриховкой, горизонтальными линиями, многорядным зигзагом); алакульская (сосуды с уступом в месте перехода от шейки к тулову, орнаментированные зигзагами, меандрами, горизонтальными линиями, выполненными гладким и гребенчатым штампом); позднеалакульская со следами инокультурных воздействий (плавнопрофилированные сосуды, орнаментированные горизонтальными желобками, рядами округлых вдавлений, зигзагами в технике гладкого штампа или «протащенной гребенки». Несколько фрагментов могут быть интерпретированы как алексеевско-межовские и отнесены к эпохе финальной бронзы. Кроме того, коллекция включает керамические, костяные и каменные предметы (прясла, терочники, песты и так далее). Датировка – вторая половина второго тысячелетия – начало первого тысячелетия до новой эры.
Для справки: Алакульская археологическая культура среднего и позднего бронзового века датируется 17-13 веками до новой эры, относится к андроновской культурно-исторической общности. В своем развитии проходит ряд этапов: первая ранняя ступень раннеалакульского типа и петровского (17-16 века до новой эры); вторая средняя или классическая ступень (15-14 века до новой эры); третья ступень позднеалакульского типа (14-13 века до новой эры). Межовская археологическая культура позднего бронзового века датируется 13-9 веками до новой эры. Исследователи связывают население межовской культуры с древними уграми.
По мнению Андрея Владимировича, памятник является одним из крупнейших поселений, содержащих разнокультурные материалы эпохи бронзового века, и может стать ключевым в определении их хронологической позиции. В техническом паспорте памятника истории А.В. Епимахов указал, что охранная зона объекта культурного наследия должна включать западный склон мысовидного участка на протяжении 400 метров Восток-Юг-Восток от развилки полевых дорог на перешейке между озером и не большим болотом к северу от него. Восточная граница памятника проходит в 120 метрах от полевой дороги, идущей вдоль восточного берега озера. Балансовая принадлежность памятника истории – Канашевский сельский Совет.
В 2005 году сотрудник ОГБУК ГНПЦ по охране культурного наследия Г.А. Маркова произвела осмотр площадки поселения Таукаево-1. В ходе осмотра зафиксированы поворотные точки охранной зоны вокруг объекта, образующие трапецию со сторонами 80, 248, 45 и 250 метров. В сентябре 2012 года осмотр памятника был произведен отрядом ООО «ЦИКР «Рифей». Поиск подъемного материала на предполагаемой площадке памятника не дал результатов. После был произведен визуальный осмотр площадки и сопоставление планов предыдущих исследований с местностью. Также проведено описание современного топографического состояния памятника, сопровождаемое фотофиксацией объекта культурного наследия. В археологических отчетах 1988 и 1992 годов отмечалось, что площадка поселения Таукаево-1 на момент обследования распахивалась. К 2012 году распашка земли прекратилась. Это связано со смертью фермера Зарифа Абдуллина, которому принадлежали данные сельскохозяйственные угодья. На момент обследования памятника в 2012 году его площадка была задернована. Мощность дернового слоя достигала 3-10 сантиметров.
Таким образом, по результатам проведенных в 1988 и 1992 годах археологических раскопок, мы можем констатировать тот факт, что поселение Таукаево-1 является многослойным (многокультурным) и заселялось людьми в эпоху бронзового века, как минимум, четырежды. Аналогом наличия четырех культурных слоев Таукаевского поселения в сравнении с другими археологическими объектами, расположенными на территории Красноармейского района, является только мысовое Миасское городище (поздний каменный век, эпохи бронзового и раннего железного веков, Средневековье). Многослойность поселения Таукаево-1 является следствием выгодного расположения площадки мысового образования у озера, наличием поблизости не ограниченных водных ресурсов и пастбищных угодий.
Соответственно, в непосредственной близости от поселения должны находиться курганные или грунтовые могильники, не выявленные на сегодняшний день. Вполне возможно, что они давно распаханы и это, безусловно, осложняет их поиск визуальным способом, а также исследованием окружающей местности. Исходя из топографии берегового рельефа, древние некрополи должны находиться восточнее на близлежащих возвышенностях, в пределах полутора километров. Обнаружить их месторасположение можно благодаря наличию читаемых светлых кругов фундаментов распаханных курганных могильников на фоне однородного черноземного слоя пахотных земель. Мне известно, что покойный Зариф Абдуллин выявил не один археологический объект, но скорее всего, их месторасположение он унес с собой. Единственное, что мне удалось выяснить со слов директора Таукаевской школы Н.Г. Сайфулина, так это наличие и точное местонахождение одиночного курганного могильника практически на границе с Курганской областью, выявленного также Зарифом Адбуллиным. Но судя по удаленности, данный курган не принадлежал к Таукаевскому поселению. Интересную подсказку я нашел в архивных материалах французского археолога Ж.А. Кастанье от 1910 года, который пишет о существовании трех курганных могильников в окрестностях Таукаево в урочищах Кумуть-Бай и Кум-Баш. Вполне возможно, что это одно урочище с разными названиями. Остается только выяснить, где находится упомянутое урочище.
В окрестностях древнего поселения Таукаево-1 наблюдательный фермер Зариф Абдуллин находил в прошлом веке на пахотной земле сарматский акинак (меч), который впоследствии был им передан профессору древней истории Н.Б. Виноградову. К сожалению, среди кучи бумаг в своих архивах я не найти ссылку на полученный источник информации о данной находке, но тем не менее – это документально зафиксированный факт. Узнал я об этой удивительной находке в 2012 году, скорее всего, со слов челябинских археологов или жены покойного Зарифа Абдуллина. В 2016 году также в окрестностях поселения Таукаево-1 так называемыми «черными копателями» с помощью металлоискателя был найден еще один бронзовый акинак. Такие находки крайне редки и тем более обидно, что предназначены они для продажи частным коллекционерам и никогда не украсят в качестве экспонатов витрины краеведческих музеев.
В ходе ревизии технического состояния объекта археологического наследия Таукаево-1 17 сентября 2013 года мною и сотрудниками «Государственного научно-производственного центра по охране объектов культурного наследия Челябинской области» А. Страховым и С. Газизовой на площадке поселения было зафиксировано 48 следов грабительских шурфов. По результатам нашей проверки государственный Комитет охраны объектов культурного наследия Челябинской области вынес мне и главе Канашевского сельского поселения Ю.Н. Карамышеву предписание с просьбой принять меры к усилению охраны данного памятника истории. По причине удаленности древнего поселения Таукаево-1 от райцентра я не могу ежемесячно и даже ежеквартально проводить ревизию его технического состояния. Поэтому я попросил знакомых жителей близлежащего села Таукаево с противоположного берега озера Кыскайкуль периодически наблюдать за площадкой поселения, которая прекрасно просматривается даже с расстояния полутора километров. Три года назад мне поступил тревожный звонок о том, что на площадке древнего поселения долгое время находятся посторонние люди. На самом деле это были челябинские археологи, которые предупредили меня о своей поездке к археологической достопримечательности района.
В 2014 году в ходе визуального осмотра территории поселения с поверхности земляных отвалов я собрал около трех десятков фрагментов керамики и костных останков животных, извлеченных из грунта не установленными лицами при добыче глины. В 2020 году я посетил древнее поселение с доктором исторических наук А.Д. Таировым. В ходе осмотра площадки поселения мы произвели поверхностные сборы семи фрагментов керамики с задернованной поверхности земли. Обескуражила нас находка двух бронзовых наконечников стрел сарматского периода. Данными находками профессор древней истории впервые документально зафиксировал присутствие на поселении Таукаево-1 кочевников эпохи раннего железного века. Напомню, что А.Д. Таиров является ведущим специалистом Челябинской области именно по сарматскому периоду времени.
В центре современного села Таукаево расположено пересохшее озерко с названием Басюкай. Смысловой перевод топонима с тюрского – травник, травниковое (В.В. Поздеев, 2007 год). Жители села рассказывали мне иную версию возникновения в 1814 году названия водоема – искаженное от Бискайский (залив). После поражения Наполеона под Ватерлоо и взятия Парижа войсками союзников, отдельные части русской армии вышли к Бискайскому заливу Атлантического океана. Среди них были и таукаевцы, которые в память о далеком походе во Францию дали в искаженном виде название местному озерку – Басюкай.