Найти тему
Нескучные финансы

Уволили гендира за профнепригодность. А потом поняли, что зря

Оглавление

Компания «Помпельмус» продает экзотические сладости в розницу. У них десять магазинов в крупном регионе, а ежегодная выручка — 500 млн рублей. Чтобы расширить бизнес и повысить свой профессионализм, компания наняла директора по развитию, ДпР. А тот по ходу работы помог собственникам понять, что они зря уволили генерального директора. Там было еще много всего, но в этом кейсе мы фокусируемся именно на решениях, связанных с людьми.

Помпельмус — это второе название помело. Сама компания так не называется, но действительно существует: чтобы сохранить конфиденциальность, мы дали ей вымышленное имя.

Во время диагностики уволили гендира

Работа ДпР с любой новой компанией начинается с диагностики. В нашем случае в течение двух недель директор по развитию общался со всеми руководителями, топами, собственниками, финдиром, который уже работал в компании от «Нескучных финансов». И, конечно, оценивал финансовые показатели. Это нужно, чтобы понять уровень менеджмента и определить приоритетные задачи.

Один из опросников для диагностики компании
Один из опросников для диагностики компании

Во время диагностики неожиданно для всех собственники уволили генерального — он выполнял еще и функции операционного директора. Уволили за профнепригодность.

— Ну уволили и уволили, — подумали в «Нескучных» и продолжили работать дальше.

Оказалось, что собственников не устраивали скорость роста и бардак в компании, и они решили, что во всем виноват гендиректор.

Но проблема была не в генеральном, а в коммуникациях команды

Дальше. У «Помпельмуса» обнаружились проблемы в структуре компании и коммуникации между отделами. Десять магазинов сети и центральный склад не взаимодействовали между собой по многим вопросам, и это приводило к куче проблем:

❌ возникали сбои с поставками товаров;

❌ в магазины могли поступать некачественные товары;

❌ отдел закупок работал сам по себе — было непонятно, что и по какой цене покупали;

❌ отсутствовала система планирования;

❌ было непонятно, чем занимаются сотрудники в каждом отделе и кто кому подчиняется;

❌ собственники не знали, за что сами отвечают;

❌ была текучка кадров — в компании работало много студентов, которые каждое лето уезжали и увольнялись.

Если подытожить, в компании не было системы управления. Например, топ-менеджеры формально отвечали за финансовый результат, но при этом не отчитывались финансовому директору.

Такой же беспорядок нашли и в стратегических задачах: у собственников было свое представление о развитии, у топов свое, а между собой это не обсуждали.

По опыту, так бывает во многих компаниях: они занимаются текущими операционными задачами, то есть работают «здесь и сейчас», и не смотрят в будущее. Это неправильный подход: любой руководитель должен системно развивать свое направление.

В «Помпельмусе» системного развития не было. У собственника возникала идея, он спускал ее подходящему руководителю на обдумывание, и на этом всё.

Разобрались с программами развития, ЦКП и оргструктурой

Итак, оказалось, что генеральный директор ни при чем. А проблемы в коммуникациях между командой и отсутствии системного развития. И мы начали это исправлять. ↓

Внедрили программу развития. Каждому руководителю дали задание найти узкие места своего отдела — те, что уже есть, и те, что могут появиться в будущем. Получили от руководителей списки. Из них выбрали приоритетные задачи и увидели: всё переплетено.

Например, если компания хочет повысить средний чек и занимается этим, то еще важно, чтобы в магазины поступали только качественные товары: рост среднего чека и контроль качества — это две связанные друг с другом программы развития.

-3

Такие программы появились у каждого отдела: с описанием целей, рисков, необходимых ресурсов и дедлайнов.

Сформулировали ценный конечный продукт (ЦКП) — другими словами, результат работы.

Например, в компаниях часто думают, что результат работы отдела продаж — план. Но у плана как такового нет ценности, а ценность в том, чтобы выполнить этот план вовремя, в полном объеме и без скидок, которые разорят компанию. И теперь сотрудники отдела продаж стремятся не просто к выполнению плана, а к достижению ценного продукта.

-4

Вместе с собственниками мы сформулировали ЦКП для всех отделов. И провели обучение — объяснили сотрудникам, как с этими самыми ЦКП работать. Теперь, даже если у человека не описаны обязанности и функции, он может взглянуть на ЦКП и решить, что ему нужно сделать, чтобы прийти к результату.

А еще вместе с топами и руководителями сформулировали ЦКП всей компании — это помогло всем увидеть, ради чего они работают.

Разработали организационную схему. Выше мы говорили, что в компании был бардак: непонятно, кто и за что отвечает и чем занимается. То есть у бизнеса не было структуры.

Если компания хочет развиваться, важно понимать, какая структура будет для нее устойчивой и какие функции должны выполняться внутри.

Это оргсхема «Нескучных финансов». Для «Помпельмуса» собрали такую же, только пострашнее
Это оргсхема «Нескучных финансов». Для «Помпельмуса» собрали такую же, только пострашнее

Возьмем для примера контроль качества. В компании им занимался департамент производства. Но не может так быть, что сами произвели, сами проверили. Это как если бы кошки сами контролировали, насколько хорошо они ловят мышей и наловили ли уже на премию. Так не бывает — контролировать качество должно отдельное подразделение. Это и учли в организационной структуре.

Поняли, что уволенный гендир был отличным специалистом

Когда прошли эти этапы работы с «Помпельмусом», собственники увидели, что огромное количество функций и задач они просто упускали.

Эти функции сами как-то выполнялись, а собственники об этом не знали. Этот момент стал поворотным — они осознали, почему генеральный директор был перегружен:

  • Он контролировал магазины, потому что там не было своих супервайзеров. Сейчас на все магазины наняли супервайзеров.
  • Следил за бухгалтерией и тремя отделами на центральном складе. Раньше казалось, что склад — это единое целое, сейчас его разделили на отделы закупок, техническое обеспечение и центральный склад.
  • Нанимал сотрудников.

Оказалось, что генеральный директор занимался тем, чем заниматься не должен был. Например, из-за сбоев в процессе сбора финансовой отчетности с отделов сам собирал данные для финдира.

Это показательный пример того, что собственники не понимали структуру своей компании и не знали, какие функции нужны в этом бизнесе. Финдиректор НФ, который уже работал в компании, отметил, что уволенный гендиректор был отличным специалистом: несмотря на загруженность, он делал много полезного и нужного.

Но не понимая этого, собственники его уволили, а уже потом пожалели об этом. Это можно сравнить с кухней: внешне все хорошо, а в каждом шкафу — бардак. Собственники не знают, что внутри каждого шкафа, им кажется, что всё в порядке. Они нанимают гендиректора и говорят: «Вот тебе чистая кухня, управляй этим, а еще давай нам больше вкусных блюд». Человек начинает работать и понимает, что сделать это сложно, но он старается.

В идеальном мире собственники сами учатся строить компанию и наводить порядок. Когда они знают, как всем управлять, могут передавать эти функции другим людям и понимают, какой результат те должны показать.

Сейчас в «Помпельмусе» обязанности генерального директора выполняет один из собственников. В НФ ему рассказали, чем именно он должен заниматься, за что отвечать и к какому результату прийти. Возможно, пройдя этот путь, он сможет затем передать эти обязанности новому генеральному директору.

Поможем навести порядок в бизнесе

После работы с директором по развитию собственник получает представление о своем бизнесе как о системе. Знает, кто и за что отвечает и как все работает.

Чтобы узнать больше о ДпР и понять, что он может сделать в вашей компании, позвоните нам: 8 800 551-85-81. Или напишите на почту: hello@noboring-finance.ru.