Катализатором развития “бесконтактного” взаимодействия клиентов с кафе и ресторанами, несомненно, стали требования безопасности при пандемии Covid-19. Именно в это время фиксируется рост популярности интернет-запросов на тему “как сделать виртуальное или бесконтактное меню ресторана”.
Нет ничего необычного в том, что бизнес моментально откликнулся на возможность выживания, которую ему показали контролирующие органы. Удивительно другое – понятие QR-меню для многих рестораторов оказалось в новинку!
QR-меню для ресторана – ответ на корону?
Значит ли это, что QR-меню является продуктом “эпохи ковидных ограничений”? Точно – нет! Конечно, в новых условиях оно стало обязательным элементом “бесконтактности” обслуживания: в “словаре” фудтеха появилось такое понятие, как QR-меню, а в большинстве современных заведений “код с квадратиками” занял привычное место в оформлении входных групп и интерьеров. И этому есть логичное объяснение – прямая выгода для бизнеса.
Что дает QR-меню в реальной практике HoReCa?
Для того, чтобы увидеть все бизнес-преимущества этого инструмента, давайте еще раз вспомним, что QR-меню у некоторых заведений было внедрено задолго да пандемии. И было не просто внедрено, а поддерживалось, активно использовалось и развивалось! Так в чем же секрет?
Секретов нет – есть обоснованные преимущества. Это показал опрос специалистов ресторанного бизнеса, проведенный среди 1000 пользователей фудтех-сервиса Foodeon. Полученные при опросе преимущества мы свели в список (см.ниже).
Преимущества QR-меню для ресторана
- быстрый запуск – меню на Foodeon можно запустить за один час, а дизайн, верстка и печать “бумажного” меню может длиться и неделю;
- создание обходится дешевле, чем печатная продукция – стоимость качественной полиграфии растет каждый день, требования к фотографиям блюд гораздо выше, что требует дополнительных затрат на фотосъемку и постобработку изображений);
- можно внести правки без дополнительных затрат – нет необходимости перепечатывать при малейшем изменении цен или состава меню;
- правки вносятся моментально – функция “стоп-лист” позволяет включать-выключать отсутствующие блюда или специальные предложения даже с мобильного телефона;
- долговечнее, не теряет внешний вид – нет физического износа страниц и обложек;
- всегда есть в требуемом количестве – в пиковые часы не нужно ждать, пока другие клиенты освободят меню;
- удобнее навигация по разделам меню;
- официанты обслуживают большее количество гостей без повышения нагрузки – экономия времени на подачу печатного меню, приеме заказа, ожидании гостя при необходимости уточнения, гостям заранее известная сумма к оплате, гости могут составить свой заказ заранее;
- увеличивается оборачиваемость столика (коэффициент посадки) за счет экономии времени;
- увеличивается охват потенциальной аудитории – ссылку на QR-меню ресторана можно разместить в своих соцсетях, в таргетированной рекламе, рассылке в мессенджерах, карточках компании на картах Яндекс, 2ГИС и т.д.
- позволяет без задействования администраторов принимать заказы на вынос, гости не ждут на телефоне;
- упрощается работа с составлением меню для банкетов, если есть специальное меню для крупных заказов либо клиенту озвучивается система скидок и он работает с меню самостоятельно, обращаясь к администраторам уже на финальном этапе;
- контакты клиентов остаются у вас для дальнейшей работы с ними – например, общие и сегментированные рассылки в WhatsApp, построение CRM-системы, персонифицированные программы лояльности и др.;
- появляется база для экономического анализа деятельности – количество заказов, структура продаж, популярные блюда, данные для оптимизации количества персонала и маршрутов доставки (о роли QR-меню в организации собственной службы доставки мы поговорим ниже).
Преимущества QR-меню для клиента в заведении
- не нужно ждать официанта, чтобы получить меню или сделать заказ;
- сумма к оплате известна заранее;
- дополнительные функции в интерфейсе – вызов официанта.
Преимущества удаленного доступа к QR-меню (для клиента)
- можно ознакомиться заранее;
- можно заказать столик;
- можно заказать самовывоз из ресторана;
- можно спланировать меню на банкет дистанционно, без необходимости личного визита и долгих переговоров по телефону.
QR-меню – полшага до своей доставки
Мы сознательно вынесли в отдельный раздел одно преимущество, указанное в опросе клиентов – заполненное QR-меню является базой для организации собственной доставки. Для этого к уже готовой виртуальной “витрине” остается добавить функционал корзины, форму указания адреса и модуль онлайн-оплаты.
И если реализация такого функционала в соцсетях невозможна, а программирование на своем сайте звучит (да таким и является) непростым и затратным, то платформы, работающие на рынке, это уже имеют “из коробки”. Например, превратить QR-меню на платформе Foodeon в полноценный сервис доставки можно буквально за пару часов, включая оплату аренды и настройку. А если Вы новый пользователь, то можно сразу получить бесплатный полный доступ к полному функционалу, включающему и QR-меню и модуль организации доставки на дом – 14 дней с момента активации аккаунта, пробуйте тут.
QR-меню VS чат-бот в Телеграм
С недавних пор (по состоянию на осень 2022) в Телеграм, действительно, появилась возможность включения веб-интерфейса без выхода из программы. Но даже такой вариант имеет ряд недостатков. В первую очередь, это отсутствие пополняемой и поддающейся обработке базы получаемых данных о клиентах и сложность перехода из экосистемы WEB внутрь платформы Телеграмм (от пользователя требуется ряд разрешений). И, да, первичная настройка, дизайн и верстка экранных форм, разметка структуры и навигации – довольно затратное по времени и финансам мероприятие.
QR-меню VS соцсети
А как же наш любимый “Инстаграмчик*”? А никак. И дело совсем не в его “запрещенности”. Да, это хороший канал коммуникации, но никак не специальный сервис для оформления функционального виртуального меню. И это касается, в целом, всех социальных сетей.
Сложно организовать адекватную навигацию, поддерживать актуальность цен, неудобно включать-выключать блюда, дорого оформлять и заменять карточки блюд с полноценной информацией о составе, объеме, цене, признаках (веган, халяль, острота, приготовление “из-под ножа” и пр.). При этом постоянно идут затраты на дизайн и наполнение карточек, кто-то должен отвечать на обращения в директ, из-за недостатка информации перегружены администраторы на телефоне.
И помним о том, что при наличии QR-меню до организации собственной службы доставки будет буквально “полшага”. Из Инстаграм* такой опции нет. Зачем столько времени вкладывать в соцсети, если запуск полноценного QR-меню на базе специализированного решения занимает буквально пару часов, включая наполнение данными.
Свое QR-меню – это дорого?
Если говорить о профессиональных IT-продуктах, то точно нет! Стоимость одного месяца аренды профессиональной платформы для QR-меню – чуть больше среднего чека обеда на двоих. А стоимость годовой подписки (со скидкой за объем) и вовсе сопоставима с ценой одноразовой замены печатного меню в заведении среднего размера.
Мечтаю о своей доставке - а что лучше, свое QR-меню или работа с агрегаторами?
Вынуждены огорчить тех, особенно начинающих, рестораторов, которые увидели в собственной доставке на базе виртуального QR-меню (в связке с модулем корзины, оплаты и указания адреса) возможность полностью обойтись без привлечения “зеленого” и “желтого” фудтех-агрегаторов - в таком формате построить успешный бизнес не получится. QR-меню не является не альтернативой агрегаторам, это взаимодополняющие друг-друга инструменты.
Агрегаторы - это не быстрый и дорогой (комиссия 35-40%!), но надежный способ организовать поток заказов даже для начинающих заведений.
Но именно свое QR-меню – основной резерв повышения прибыли ваших заведений без увеличения цен. Снижение затрат за счет отказа от выплаты комиссий агрегаторам за оформленные заказы постоянных и наиболее лояльных клиентов – весомый аргумент, чтобы создать и полноценно развивать этот простой и эффективный способ взаимодействия с клиентами Вашего заведения!
Хочу волшебную кнопку!
За развитием виртуальной составляющей не следует забывать о базовых основах ресторанного бизнеса. Ни QR-меню, ни работа с агрегаторами – не панацея для ресторана или кафе. Грязные столы, несоответствующие указанному размеру порции, плохая подача – все это и еще масса факторов, могут легко нивелировать пользу от IT-решения любого уровня технологичности.
Но если ваше заведение всегда востребовано клиентами, то в работе с собственным QR-меню будет всего лишь один минус – с ним нужно работать, уделяя должное внимание точному контенту и красивым фотографиям блюд. Дальше все просто: само наполнение и управление QR-меню на современной онлайн-платформе не отнимет много времени, а длительный пробный период позволит убедиться в этом уже сегодня и бесплатно (Foodeon предоставляет пробный доступ к полнофункциональной версии своего сервиса на 14 дней).
Оценить применимость и потенциал для своего бизнеса специализированных отраслевых решений, проверенных коллегами “по цеху” из числа пользователей платформы Foodeon, можно прямо сейчас.
---
*Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией на территории РФ