Строить планы — это недальновидно – кажется, что наше общество оказалось в плену этого парадокса. Но оказывается, что у всех, кто занят бизнесом, хотя бы какой-то план имеется. ДопОфис поговорил с калужскими предпринимателями о том, как далеко они заглядывают в будущее.
Глобальная экономика нацелена на короткие дистанции
Современная экономика устроена таким образом, что горизонт планирования в ней, в принципе, невелик. Даже крупный бизнес зачастую не может позволить себе конкретизированных долгосрочных стратегий на десятилетия вперед – четкий план прописывается только на два-три года, а дальше идут размытые формулировки.
Даже самые верные фанаты техники Apple стали замечать, что каждый новый IPhone все меньше отличается от предыдущего. Это потому что в современных рыночных условиях за время от принятия решения на запуск в производство до начала выпуска готовой продукции вероятность изменения предпочтений потребителя (или его материальных возможностей) столь велика, что убытки от падения спроса, вследствие таких изменений, уже не покрываются прибылью от всего востребованного. Приходится ставить не на принципиальные новшества, а на мелкие — зачастую, чисто косметические — и поэтому, быстро внедряемые поправки, дабы успеть получить доход.
В дополнение к этому, российский бизнес десятилетиями живет от одного внезапного кризиса до другого. И строить далекоидущие планы просто не привык, а тут такое…
Кирилл Окунев, ресторатор (ЧаЧа, Osteria, Pub 102)
— Происходящие события доставляют нам всем массу негативных эмоций, которые влияют на принятие решений. Но если эти эмоции отбросить, то окажется, что ситуация с бизнесом далека от катастрофы и все можно контролировать. Только делать это нужно с холодной головой. Сейчас мой горизонт планирования 6 месяцев, хотя еще в прошлом году я смотрел вперед на 5-6 лет. В ситуации нынешней неопределенности одни планы приходится реализовывать быстрее, а от других отказываться – например, пришлось выйти из проекта пиццерии на Правом берегу, хотя все было уже не стадии подписания договора. С наибольшей осторожностью я сейчас отношусь к инвестициям в развитие – неизвестно, на что могут понадобиться деньги через месяц и нет уверенности в том, какое именно направление нужно развивать. Есть ряд уже запущенных проектов, которые я буду дожимать, но начинать что-то новое – десять раз подумаю. Что касается текущего бизнеса, то несмотря на некоторые негативные тенденции, связанные с плохим настроением у людей, но все под контролем и работает, просто нужно снова подстроиться под новые условия.
Леонид Меерович, ELMAT group
— Сложный вопрос.))) Пытаемся строить двухлетний план — это сложно, но мы уже представляем, что будем делать в следующем году. Мы делаем продукцию широкого потребления, ориентированную на средний ценовой сегмент и с одной стороны, из-за ухода иностранных конкурентов, мы существенно увеличили свою долю рынка, с другой стороны — сам рынок сильно сжимается. В предыдущие годы мы много инвестировали в производство и готовы работать в высоком темпе – при этом мы не отказались ни от одного направления. Проваливаться будет всё, в большей или меньшей степени, поэтому, чем больше зона охвата, тем устойчивее производство. Но есть два конкурирующих фактора, которые очень сильно ограничивают планирование. Первый – непонятно, до каких размеров сожмется рынок, второй – нет даже приблизительного понимания, когда ситуация повернет в мирное русло. Сегодня дело не в том, что денег нет у людей, а в том, что нет уверенности в завтрашнем дне. С точки зрения своего продукта мы прекрасно понимаем, что делать: наращивать экспорт. Сейчас он занимает небольшой процент – Европа отвалилась, а Азию мы только начинаем осваивать, но это вопрос времени.
Андрей Моисеенков, группа компаний МАЛТОН
— Как сейчас многие шутят — мой горизонт планирования 10 минут, но это не значит, что я опустил руки, впал в уныние и не вижу никаких перспектив. Просто я сосредоточен на том, что сейчас важно – на текущей работе, на тех проектах, которые сейчас в разгаре и приносят прибыль. Сейчас мы все и предприниматели, и работники, и наши клиенты, оказались в ситуации, когда мы мало на что можем повлиять. Вокруг слишком много факторов, избавиться от которых не в наших силах. Но кое-что мы все-таки можем сделать – ведь у нас есть текущие задачи и потребности. Да, сейчас трудно увидеть перспективу, но это не повод терять то, что у нас еще осталось. Компания МАЛТОН долгое время работала с иностранными компаниями – в недавней истории нашей страны был период, когда эта стратегия была оправданной, теперь все они ушли или на бессрочной паузе, но это не значит, что мы никому не нужны. Отечественным предприятиям, которым сейчас необходимо совершить рывок в развитии, также нужны высококвалифицированные бухгалтеры, аудиторы, специалисты по налогам и работе с оборонным заказом. Так что, хотя в это и трудно поверить, нынешний кризис тоже время возможностей – просто, когда возможность подвернется – нужно быть к этому готовым.
Александр Хаимский, АгроТек
— У нас есть конкретизированный план на восемь месяцев и набросок на три года вперед. Собственно, для нашей отрасли, это обычно состояние – от договоренностей до контрактов и начала поставок оборудования проходит время и риск, что какой-то замысел не состоится, был всегда. За последние месяцы мы приняли участие в двух международных выставках и могу сказать, что в нашей отрасли предпринимательская активность никуда не делась. Люди стали осторожнее, но паники нет никакой. Сегодня наше планирование ограничивается покупательской активностью и опасениями, связанными с некоторой нехваткой персонала на производстве, но мы не отказались ни от одного проекта, а те, что есть, реализуем по плану. Все нормально.
Павел Морозов, школа иностранных языков EXPRESS
— Мы планируем на месяц вперед – не больше. Во-первых, потому, что никто из нас реально не знает, что может измениться в ближайшие две-три недели. Это не паника, просто факт нашей жизни. А во-вторых, сейчас исчезли многие инструменты, опираясь на которые можно было рассчитывать на успех. Например, пропала возможность рекламироваться в некоторых иностранных социальных сетях, а это был инструмент – вкладываешься в него – получаешь отдачу. Теперь нужно искать что-то новое. Конечно, мы пережили не один кризис и можем прикинуть план и дальше месяца, но понимаем, что его все равно придется корректировать. Два года назад мы начали работать над обучающим проектом, направленным на иностранную аудиторию, и в этом году готовы были стартовать, но случилось то, что случилось и теперь мы решаем проблему с блокировками и иностранным эквайрингом. И хотя я не знаю — когда, я знаю, что эти проблемы точно будут решены.