Найти тему

Как альбом Toxicity превратил System Of A Down в главную металл-группу начала 2000-х

История культового второго студийного альбома System Of A Down.

3 сентября 2001 года System Of A Down должны были дать бесплатный концерт на пустыре в Лос-Анджелесе. На следующий день группа выпускала свой второй альбом Toxicity и хотела отблагодарить поклонников в их родном городе. Однако по мере того, как всё больше и больше людей пытались втиснуться на этот пустырь, напряжённость начала расти, в результате чего отряды спецназа и конная полиция разбили лагерь в ключевых точках.

Как сообщал журнал Kerrang! в то время, сотрудники звукозаписывающего лейбла Columbia, представляющего SOAD, попросили представителей прессы немедленно уйти.

Несколько мгновений спустя было объявлено, что концерт пришлось отменить из-за угрозы безопасности. Сцену немедленно штурмовали разъярённые фанаты, и на сцене начался настоящий дебош. Башни усилителей были опрокинуты в толпу, и людей можно было видеть сквозь завихрения слезоточивого газа, окутывающего всё вокруг.

Да, это была хреновая ситуация, но она наводила на мысль, что «Система» – это взрывоопасная группа.

Когда они выпустили свой одноименный дебютный альбом три года назад, мир не совсем понимал, что с ними делать. Некоторые воспринимали SOAD как новых Rage Against The Machine из-за их пламенных политических текстов, другие причисляли их к ню-металл сегменту, но System Of A Down всегда были чем-то другим. Что-то поэтическое и невероятно умное. Что-то извилистое и непредсказуемое.

Что-то… крякающее?!

«Иногда «крякающее» это гитара, иногда это вокал Сержа, – объяснил гитарист Дарон Малакян журналистам Kerrang!, которые присоединились к группе во время микширования альбома Toxicity в студии Enterprise в Бербанке. ​– В группе есть какая-то цирковая атмосфера. Мой друг на днях слушал нашу новую музыку и сказал, что она напомнила ему мультфильм от студии Warner Bros. На самом деле он говорил не о смыслах текстов, а о забавных звуковых эффектах: «Бик-тинг-тах!...»».

У SOAD, конечно, была своя карикатурная сторона, но в других отношениях альбом Toxicity был гораздо более серьёзным делом. Частично вдохновленный любовью и ненавистью группы к Лос-Анджелесу, альбом также касался таких проблем, как зависимость (Chop Suey!), массовые тюремные заключения (Prison Song) и… групповой секс (Bounce).

Не всегда было понятно, о чём в том или ином тексте говорит фронтмен Серж Танкян. ​

«Я не знаю, что это означает, но я знаю, что оно цепляет меня за живое. – Сказал продюсер Рик Рубин о заглавном треке. ​– Это похоже на многие песни Нила Янга, где тексты не обязательно имеют смысл, но они дают вам ощущение того, что что-то происходит».

Возможно, самой противоречивой песней на альбоме была написанная Дароном ATWA, поскольку она была вдохновлена печально известным лидером культа Чарльзом Мэнсоном.

«Я собираю много вещей Чарльза Мэнсона, и у меня есть все его слушания по условно-досрочному освобождению», – рассказал нам гитарист, прежде чем продолжил объяснять, что название песни относится к экологическому движению Мэнсона ATWA (аббревиатура от Air, Trees, Water, Animals – Воздух, деревья, вода, животные). ​

«Когда по телевизору показывают всего несколько секунд того, что говорит Мэнсон, например, когда он говорит: «Если бы я собирался убивать, я бы убил всех», то они не показывают вам, что он говорил в течение часа, предшествовавшего этому заявлению, – продолжил Дарон. ​– Есть целая другая сторона Мэнсона, которая не такая злая, но на самом деле очень справедливая и очень правильная».

В музыкальном плане альбом Toxicity показал, как армяно-американская группа развивает непредсказуемость музыки, охватывая ещё большее количество направлений. Одним из ключевых моментов является наиболее утончённый, скрытый трек Arto, для записи которого был приглашён Арто Тунчбояджян, мультиинструменталист армяно-турецкого происхождения, выступающий в жанрах фолк и джаз.

«На нём [треке] нет гитар или чего-то ещё, – рассказал басист Шаво Одаджян в интервью MTV. ​– Мы все пели и использовали эти армянские инструменты. Трек действительно эмоциональный, и моя мама плачет каждый раз, когда слушает его. Я хотел помянуть всех армян, погибших в 1915 году во время геноцида».

В других местах наоборот было много гитар. ​«Я никогда не слышал, чтобы моя музыка звучала так хорошо, – с энтузиазмом говорил Дарон во время микширования альбома. ​– Лично я думаю, что наш первый альбом был не таким мощным по звучанию, не был таким громоздким, как мне бы хотелось. Поэтому на этот раз я записал около 12 гитарных дорожек для каждой песни, просто чтобы быть уверенным, что у песен реально есть яйца».

В результате первых сессий записи получилось более 30-ти песен, все из которых, по их мнению, были достаточно хороши для альбома. Участники группы проголосовали за любимые песни, чтобы сделать окончательный выбор, в голосовании не принимал участие основной автор песен Дарон, которому пришлось отстраниться от процесса. ​«Я затратил слишком много времени на каждую из них, – сказал нам Малакян. ​– Для меня было слишком сложно сделать выбор».

Отвергнутые песни с сессий позже сольют в интернет под названием Toxicity II. Группа сделает заявление на этот счёт: «Эти треки незакончены и не отражают высоких стандартов записанного звука группы. ​Мы разочарованы тем, что наши фанаты слушают что-то меньшее, чем лучшие из возможных записей System Of A Down».

В типичном бунтарском стиле они переработали и выпустили большую часть материала на альбоме Steal This Album! («Укради этот альбом!») 2002 года – это было чем-то вроде заявления в эпоху до появления стриминговых сервисов, когда разговор шёл только о незаконных загрузках.

Но мы немного забегаем вперёд. На следующий день после беспорядков в Лос-Анджелесе System Of A Down выпустили альбом Toxicity, который имел огромный и незамедлительный успех. Альбом, который впоследствии разошёлся тиражом более 12 миллионов копий по всему миру, за первую неделю был продан в количестве 220 000 экземпляров и поднялся на первое место в американском Billboard 200. Альбом навсегда изменил мир так же, как и события 11 сентября. Заглавная песня альбома Chop Suey! (первоначально названная Suicide) была помещена в список «лирически сомнительных» песен радиооператора Clear Channel и фактически удалена из эфиров более тысячи американских радиостанций.

Однако их импульс в тот момент был неудержим, и «Система» продолжала оставаться доминирующей металл-силой начала 2000-х годов.

«Сейчас мы находимся в таком положении, когда можем сказать людям, чтобы они судили нас за то, кто мы есть, – сказал нам барабанщик Джон Долмаян незадолго до выхода альбома. ​– Мы не изменили свою национальность, мы по-прежнему стоим на своём, будь то политические или социальные комментарии, или советы по поеданию пиццы. Когда, мы только появились, все хотели, чтобы мы были, как Rage Against The Machine. Мы не хотели».

«Похоже, что вся наша тяжёлая работа приносит свои плоды», – заключил он, не зная, насколько он окажется прав.