Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Не говори "Бу!". Хоррор-блокбастер Паркера Финна

("Улыбка", Smile, 2022, США) Что ж, мои поздравления любителям хорроров: теперь "улыбаться" с вашего экрана вам будут часто. А всё потому что дебютная лента режиссера/сценариста Паркера Финна "Улыбка" стала-таки кассовым хитом. И при бюджете в 17 млн. $ натрясла себе с мира по баксу аж 13-кратные прокатные сборы.
Заслуженно ли? Да, в общем-то, ко внезапному успеху Паркера претензий нет. Несмотря на то, что он эксплуатирует примитивную напугай-идею, мужик кумекает в другом: донесении своей идеи до наших глаз, ушей и того органа чувств, которому положено вздрагивать на просмотре фильмов ужасов.
А это и есть для сегодняшних хоррор-мейкеров, пожалуй, главное достоинство. То, как мастерски Финн и его оператор Саррофф играют с неожиданными ракурсами камеры, это надо наблюдать воочию, а не читать с чужих слов. Правда, и без пошлых эффектов "Бу!" не обошлось, но здесь они хотя бы гармонично вписаны в эффектно-визуальную движуху, а не выскакивают к месту и не к месту. То есть сначала авторы на

("Улыбка", Smile, 2022, США)

Что ж, мои поздравления любителям хорроров: теперь "улыбаться" с вашего экрана вам будут часто. А всё потому что дебютная лента режиссера/сценариста Паркера Финна "Улыбка" стала-таки кассовым хитом. И при бюджете в 17 млн. $ натрясла себе с мира по баксу аж 13-кратные прокатные сборы.
Заслуженно ли?

Дочурке Кевина Бэйкона по имени Сози (в наушниках) вполне светит стать заметной актрисой. По крайней мере здесь она пугается и паникует весьма натурально и драматично.
Дочурке Кевина Бэйкона по имени Сози (в наушниках) вполне светит стать заметной актрисой. По крайней мере здесь она пугается и паникует весьма натурально и драматично.

Да, в общем-то, ко внезапному успеху Паркера претензий нет. Несмотря на то, что он эксплуатирует примитивную напугай-идею, мужик кумекает в другом: донесении своей идеи до наших глаз, ушей и того органа чувств, которому положено вздрагивать на просмотре фильмов ужасов.
А это и есть для сегодняшних хоррор-мейкеров, пожалуй, главное достоинство.

То, как мастерски Финн и его оператор Саррофф играют с неожиданными ракурсами камеры, это надо наблюдать воочию, а не читать с чужих слов. Правда, и без пошлых эффектов "Бу!" не обошлось, но здесь они хотя бы гармонично вписаны в эффектно-визуальную движуху, а не выскакивают к месту и не к месту. То есть сначала авторы намеками-полунамеками готовят вас к тому, что сейчас вот-вот грянет некая мерзопакость. И когда вы вздрагиваете, это будет логичным, естественным результатом увиденного, а не потому что кто-то вдруг "БУкнул" у вас под ухом, аки чертик из табакерки.

Заодно порадовала худышка-коротышка Сози Бэйкон, чья героиня, психиатрисса Роуз сама мало-помалу "мутирует" по ходу сюжета в "щ-щ-щизофреничку" (© Жириновский). Не впадая в наигранные истерики, Сози без них выразительно передает мимикой и эмоциями низвержение психики Роуз в мистическую бездну. И, как следствие, со всё большей утратой ею адекватности; сцена с котиком и вовсе шедевральна в своей "бытовушной" душераздираемости. Столь захватывающая деградация личности в исполнении Сози ставит "Улыбку" на голову выше подобных ей, других "демонических" хорроров. Тех, где больше смакуется всякая "инфернальщина", а её жертвам положено лишь метаться по экрану и орать.

- Оставь меня, молодушка, я в печали. Да нет, не кататония - обычное суперпохмелье.
- Оставь меня, молодушка, я в печали. Да нет, не кататония - обычное суперпохмелье.

Впрочем, как уже было сказано, тактика и "анатомия" местного Зла оставляет желать лучшего. А его происхождение вовсе останется загадкой; хотя теперь это, вероятно, объяснят в сиквелах.
Итак, однажды нашей грустноглазой психиатриссе Роуз доставили очередную пациентку. На первый взгляд, не странную, а вполне обычную. Просто девушка-студентка стала свидетельницей того, как её учитель вдруг задолбал сам себя молотком. И не по пальцу, пытаясь прибить к стене картину, а целенаправленными ударами себе по голове. Намертво. И всё это время безумец стоял и улыбался до ушей - так, словно осуществил заветную мечту своей жизни.

Немудрено, что у студентки тоже "поехала крыша" - ладно, хоть прибить её на место тем же молотком она не пыталась. Однако на приеме у Роуз она плакала, дрожала в истерике и кричала, что некий "он" вот-вот убьёт и ее.
На слова доктора больная не реагировала, забилась в припадке, разбив при этом вазу, а затем её осколком вскрыла себе горло. При этом она тоже улыбалась во весь рот, глядя на ошарашенную Роуз счастливыми глазами.
(
Откуда в приемной для буйных психов вдруг оказался хрупкий стеклянный предмет - резонный вопрос. Но нагоняй за фатальную халатность ни Роуз, ни другие не получили).

Так и трудилось в поте своего демонического лица местное Зло: вселялось в кого-нибудь, потом доводило своего носителя до сумасшествия жуткими глюками и заставляло наложить на себя руки. Но - непременно при свидетелях! А потом переселялось в свидетеля - и так до бесконечности.
Что за нечисть столь безыдейно терзала людей, поди пойми - паспорт она нам не покажет. Но теперь, уж коли и Роуз заразилась этим проклятьем, целых два часа мы будем наблюдать за ее драматичной борьбой за жизнь. В попытках докопаться до истины и переиграть древние законы ада с помощью законов современной психиатрии - авось повезёт.

Да уж, саечкой за испуг тут явно не отделаешься.
Да уж, саечкой за испуг тут явно не отделаешься.

***

В общем, симпатичный и "атмосферненький" ужастик, чья незамысловатая история уравновешена мрачно-красивой её подачей. Уравновешена не идеально, но грамотно, стильно и какую-никакую, но художественную ценность на ниве хорроров "Улыбка" собой представляет.
То есть с их фанатами всё ясно: они хиты в любимом жанре не пропускают в принципе. Ну а всем остальным - ориентируйтесь на собственное настроение. И если вдруг чувствуете желание пощекотать себе у экрана нервишки, картина Паркера Финна может вам в этом экстренно помочь.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):