За год до вторжения армии Ксеркса в пределы Эллады, греки все-таки преодолели свой индивидуализм и попытались создать союз городов-государств материковой Греции против Империи Ахеменидов. Общегреческий конгресс не преодолел всех противоречий между его членами, да и далеко не все полисы приняли в нем участие, но он остановил междоусобные войны и позволил создать объединенные военно-морские и сухопутные силы Эллады, под единым командованием Спарты. Создание единого центра, руководящего военными и политическими действиями союзников, а также правильно построенная структура военного руководства, позволили грекам одержать победу в борьбе с превосходящими силами противника.
Другие статьи из серии Греко-персидские войны. Поход Ксеркса:
Накануне «греческого похода»
Начало великого похода Ксеркса
Великий мост Ксеркса
Ксеркс подсчитывает свое воинство
Гроза на границах Эллады
Эллада после Марафона. Не время для героев
Афинская политика и политики в эпоху между Марафоном и Фермопилами
Афины строят флот
Дельфийский оракул проповедует непротивление
Получив известия о мобилизации персидской армии для похода в Грецию, Спарта и Афины обратились в Дельфийское святилище к знаменитой пифии, с просьбой предсказать будущее. Пророчица выдала неутешительные прогнозы: Лакедемону предстояло в грядущей войне либо потерять одного из царей, либо погибнуть; афинянам же и вовсе предлагалось искать спасение где-то на краю света (Подробнее ЗДЕСЬ: Дельфийский оракул проповедует непротивление). Несмотря на мрачные пророчества, Афины и Спарта собирались продолжить борьбу с Империей Ахеменидов и для того, чтобы сплотить вокруг себя как можно больше полисов Эллады, они организовали общегреческий конгресс. Первая встреча делегатов городов-государств Эллады состоялась в Спарте, в местности, именуемой Элленион осенью 481 г. до н.э. Память об этих событиях, спасших Элладу, надолго сохранилась в людской памяти, многими веками позднее географ Павсаний напишет в своей книге «Описание Эллады»: «О той же местности, которая называется Элленион, рассказывают, что здесь собрались для совещания о том, как организовать сопротивление, те из эллинов, которые готовились защищаться против Ксеркса, шедшего на Европу».
Последующие встречи членов Союза происходили на границе между Пелопоннесом и Аттикой (на Коринфском перешейке). Примерно в это же время (октябрь-ноябрь) в Грецию прибыли посланцы царя царей Ксеркса I с требованием повторно предоставить «землю и воду», данное требование касалось и тех полисов, которые уже изъявили свою покорность царю Дарию десятилетием раньше - в 491 г. до н. э.. Полисам материковой Греции, еще не определившимся с выбором стороны в греко-персидском противостоянии, пришлось срочно выбирать между грозным персидским царем и патриотическим союзом соотечественников. Увы, слишком многие эллины предпочли не ссориться с могучими чужеземцами и ответили отказом на приглашение послать своих представителей на конгресс, предпочитая преподнести Ксерксу символы покорности.
Геродот сообщает нам: «В числе же племен, которые дали землю и воду, были следующие: фессалийцы, долопы, эниены, перребы, локры, магнеты, малийцы, фтиотийские ахейцы, фиванцы и остальные беотийцы, кроме феспийцев и платейцев». «Отец истории» несколько лукавит, чтобы подчеркнуть масштабы «мидизма» в Греции накануне вторжения Ксеркса. В этом сообщении он называет все греческие племена и общины, принявшие власть Ксеркса, между тем, они подчинились власти царя царей на разных этапах его похода. Если же следовать хронологии то получается, что «первыми из эллинов изъявили покорность царю» фессалийцы, находившиеся под властью Алевадов из Лариссы, продвигаясь далее к югу Греции, послы получили «землю и воду» от большинства государств Беотийского союза. Пересечь границу Беотии и Аттики посланцы Ксеркса, памятуя о судьбе своих предшественников, не рискнули и при первых признаках противодействия со стороны «общегреческого конгресса», царские посланники бежали в Македонию, откуда отправили сообщение Ксерксу в Сарды. Но, в любом случае, успехи персидской дипломатии выглядели впечатляюще, война еще не началась, а значительное число племен и этносов Северной и Средней Греции уже покорились Империи Ахеменидов. «… справедливости ради следует заметить, что сами персидские дипломатические акции в Греции в 481 г. до н. э., не подкрепленные огромной армией Ксеркса, едва ли увенчались бы таким успехом …» Э. В. Рунг.
Однако, несмотря на успехи персидской пропаганды, внутриполитическая ситуация в Греции со времен Марафона разительно изменилась, во многих полисах к власти пришли сторонники борьбы с Персией. В итоге на коринфском перешейке собрались представители примерно тридцати городов-государств Эллады: «… эллины, которые объявили войну варварам, заключили освященный жертвоприношением и клятвой союзный договор. … Теперь все эллины, избравшие «лучшую долю» в общеэллинском деле, собрались в одном месте. Там они держали совет и заключили союз под клятвой, прежде всего решив прекратить вражду и междоусобные войны ...» Геродот. Список городов – участников Эллинского союза против Персии (481-479 г. до н. э.) был нанесен на медную статую Зевса в Олимпии, а также на «змеиную колонну» в Дельфах, воздвигнутую греками по случаю их победы над Персией в битве при Платеях. Порядок, в котором перечислены государства, возможно, отражает хронологию их присоединения к «общегреческому сопротивлению»: Лакедемон, Афины, Коринф, Тегея, Сикион, Эгина, Мегары, Эпидавр, Орхомен, Флиунт, Трезен, Гермиона, Тиринф, Платеи, Халкида, Стира, Элида, Потидея, Левкада, Анакторион, Китнос, Сифнос, Амбракия и Лепреон. На протяжении двух лет войны состав Союза несколько раз претерпевал изменения, и точный реестр его основателей нам неизвестен, поскольку список на «змеиной колонне» отражает ситуацию на момент битвы при Платеях.
Безусловно, наиболее влиятельным членом союза был Лакедемон, который еще в середине VI в. до н. э. объединил вокруг себя ряд городов-государств Пелопоннеса (Коринф, Сикион, Тегея, Орхомен, Элида, Флиунт, Мегары), а после поражения Аргоса в «битве чемпионов» установил союзнические отношения с полисами Аргосской долины (Трезен, Эпидавр, Гермиона, Микены и Тиринф). Это мощное военно-политическое объединение, именуемое прочими греками "лакедемоняне и их союзники", а среди современных историков известное под именем «Пелопоннесский союз» или «Пелопоннесская лига» (Подробнее про него ЗДЕСЬ: Спарта. Союз заклятых друзей) стало основой Общеэллинского антиперсидского союза. Другим важнейшим членом союза были Афины, которые пока еще уступали Лакедемону по политическому влиянию и, тем более, по военной силе, но они обладали сильнейшим военно-морским флотом в Элладе и находились в стадии бурного развития. Благодаря размещению в Лелантской долине 4000 аттических клерухов (Подробнее ЗДЕСЬ: Спарта. Как проиграть войну без единого поражения) богатейший полис Эвбеи – Халкида, вынужден был придерживаться «демократической» и антиперсидской ориентации, причем он оставался в «орбите» Афин даже после ухода поселенцев. Ближайшим союзником Афин внутри союза были Платеи, спасенные ими некогда от подчинения Фивам и насильственного включения в Беотийский союз. Другой беотийский полис, предпочетший покорности царю царей войну – Феспии, больше тяготел к Лакедемону, позднее его жители бежали в Пелопоннес после сожжения Ксерксом их города. Еще один «полюс силы» в Эллинском союзе образовал Коринф вместе со своими бывшими колониями - Потидеей, Левкасом, Анакторием и Амбракией. Этот сильный полис хоть и входил в Пелопонесский союз, но вел самостоятельную политику и частенько был антагонистом Спарты на союзных собраниях.
На Общегреческом конгрессе впервые прозвучали тезисы о том, что все эллины имеют общий язык, религию и обычаи, родственны друг другу и потому являются единым народом. Согласно этой политической парадигме, новой и необычной для Греции того времени, греческие города-государства должны были совместно противостоять внешним угрозам несмотря на разногласия и взаимные обиды, сотрудничество же с иноземными завоевателями являлось преступлением против всей Эллады. Новый взгляд на внутреннюю политику прижился далеко не сразу, большинство населения Греции продолжало воспринимать себя гражданами отдельных государств, считая жителей других полисов опасными чужаками. Однако идеи, превращающие эллинов из разрозненных полисов в единую нацию, были уже высказаны «на самом высоком уровне», тем более, что одними декларативными заявлениями на Общегреческом конгрессе дело не ограничилось. Полисы-участники объявили о заключении союза против Персии, принесли присягу в том, что никто из них не покинет своих союзников и торжественно поклялись всегда оказывать помощь друг другу. Одним из первых решений конгресса были запрещены внутренние войны, в частности тогда был приостановлен, на время войны с Персией, многовековой афино-эгинский конфликт. «… Между прочим, и другие города воевали тогда друг с другом, но самую ожесточенную войну вели афиняне с эгинцами ...» Геродот.
Конгресс вполне благополучно решил даже такой щекотливый вопрос как порядок командования объединенными военными силами. Верховное командование на суше практически без споров сразу же отдали Лакедемону. Победа при Марафоне, конечно, прибавила к авторитету Афин немало «очков», но благодаря суровой славе и военному могуществу Спарта была вне конкуренции. К тому же Лакедемон возглавлял мощный военный союз, чьи войска составляли основу объединенных сухопутных сил Эллады так, что альтернативы ему попросту не было. Афины пытались заявить свои права на руководство военно-морскими силами союза и, вроде бы, имели на это все права, ведь их новенькие триеры составляли практически половину греческого флота. Но к началу Vв. до н.э. афиняне успели перессориться со всеми соседями (Мегары, Эгина, Фивы) и имели в друзьях только крохотные Платеи, поэтому союзники просто отказались служить под афинским руководством и, в качестве компромисса, командование объединенным флотом тоже отдали спартанцам.
В результате договоренностей, достигнутых между греческими полисами на конгрессе, удалось создать довольно стройную и продуманную систему принятия решений и их претворения в жизнь. Высшим органом, определяющим стратегию и внешнюю политику государств Общегреческого союза, был совет, состоящий из одного или нескольких делегатов от каждого из полисов – членов союза, именовавшихся «пробулы» (probouloi). Вне зависимости от численности делегации, каждое государство имело только один голос на совете, решения совета, принятые по итогам обсуждения, были обязательны для всех его членов. Совет, как уже говорилось, вырабатывал общую стратегию и вносил в нее коррективы по мере необходимости, утверждал назначение «главнокомандующего», занимался распределением ресурсов и денежных средств, принимал решения о наказании полисов-коллаборационистов. В столь важной для античных греков области как религия, совет принимал решение о принесении жертв от имени всех «эллинов» из военной добычи. Таким образом, на время войны с Ксерксом, Совет стал прообразом правительства объединенной Эллады, он принимал решения в военной, дипломатической, финансовой, судебной и религиозной сферах. К сожалению, после победы над Персией полисная психология вновь возобладала над зачатками государственности. Собрания Совета пробулов проводились на Коринфском (Истмском) перешейке, в одном из зданий священного участка Посейдона.
В военной области как это и должно быть было установлено единоначалие, верховное командование на суше и на море осуществляла Спарта, назначавшая военачальника, руководившего сухопутными силами союза и «адмирала», командовавшего объединенным флотом. Эти два полководца воплощали в жизнь стратегические решения Совета «на практике» и их приказы были обязательны для выполнения всеми войсками союзников. Воинскими контингентами полисов командовали их собственные военачальники, избранные по законам того или иного города-государства. Местные особенности, вроде поочередного командования десяти стратегов в Афинах, временно отменялись, у каждого отряда был постоянный командир, который и принимал участие в военном совете. При этом, внутри полисного ополчения продолжала действовать традиционная для данного города система командования. Так в Афинском войске продолжала существовать коллегия из десяти стратегов (по одному от каждой филы), а в ополчении города Мегары ту же роль исполнял совет из десяти полководцев, в обычное время – равноправных. Военный совет, состоявший из командиров полисных ополчений, существовал для обсуждения тактики ведения военных действий, вопросов логистики, снабжения и «оперативного» финансирования. Конечное решение, обязательное для исполнения всеми остальными военачальниками, принимал «верховный главнокомандующий», единогласного одобрения прочих членов военного совета не требовалось. Подобная система управления, с достаточно жесткой «вертикалью власти» позволяла быстро принимать решения и оперативно реагировать на изменения обстановки. Поскольку греческому командованию не приходилось тратить время на политические склоки и уговоры несогласных, система в целом неплохо, хотя и не идеально, работала, что в результате позволило эллинам выиграть эту войну.
Столь удачная структура Эллинского союза создавалась не на пустом месте, ее прообразом стали Ионийский и, отчасти, Пелопонесский союзы. Разумеется, никаких подробностей время не сохранило, но не покидает ощущение того, что безымянными греческими «специалистами» была проделана тщательная «работа над ошибками». Эллинский союз избежал при своем создании практически всех тех «погрешностей», что погубили Ионийское восстание. Несмотря на свой «ультимативный сепаратизм» эллины смогли объединиться под единым руководством и создать вполне жизнеспособный механизм централизованной власти. Создается такое впечатление, что персы достаточно сильно напугали греков для того, чтобы те, на некоторое время смогли отринуть свой эгоцентризм и вместо абстрактных рассуждений об идеальном устройстве общества занялись эффективной практической деятельностью, которая невозможна без централизации и объединения усилий. «… Само устройство Эллинского союза предохраняло греческие государства как от подчинения персам по частям, так и от необходимости защищаться поодиночке, что с неизбежностью привело бы к разгрому ...» Кембриджская история Древнего мира.
Сразу же после своего создания, Союз начал действовать, препятствуя распространению «медизма» и стараясь привлечь греческие полисы к совместной борьбе против Персии. На конгрессе было принято решение: «… всякий эллинский город, предавшийся персидскому царю, не вынужденный к этому необходимостью, в случае победы союзников обязан уплатить десятину дельфийскому богу ...» Геродот. Некоторые историки трактуют это, как «полное разорение полисов - персидских союзников и последующую уплату десятины из захваченной добычи». Как бы то ни было, создание Эллинского союза и его решения оказали сильное влияние на политическую жизнь Греции. Некоторые полисы, поддавшиеся медизму (фессалийцы, локры, фиванцы), прислали свои отряды в общегреческое ополчение, хотя и не были приняты в Союз, правда позднее, при первых неудачах греков, они опять переметнулись к персам. В заключение статьи стоит отметить, что «Эллинский союз» или «Общегреческий союз» это современные названия, данные историками просто для удобства описания событий далекого прошлого, сами же греческие полисы, создавшие антиперсидский союз, именовали себя просто «эллины».
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
«ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ» С.Я. Лурье
"История Древней Греции" Николас Хэммонд
Кембриджская история Древнего мира. т. 4 "Персия, Греция и Западное Средиземноморье"
«История» Геродот
«Античная Греция: политики в контексте эпохи: архаика и ранняя классика» И. Е. Суриков
«ГРЕЦИЯ И АХЕМЕНИДСКАЯ ДЕРЖАВА: История дипломатических отношений в VI-IV вв. до н. э.» Э. В. Рунг
Другие статьи из серии Греко-персидские войны. Поход Ксеркса:
Накануне «греческого похода»
Начало великого похода Ксеркса
Великий мост Ксеркса
Ксеркс подсчитывает свое воинство
Гроза на границах Эллады
Эллада после Марафона. Не время для героев
Афинская политика и политики в эпоху между Марафоном и Фермопилами
Афины строят флот
Дельфийский оракул проповедует непротивление