Когда я была маленькой девочкой, мама отправила меня в магазин и попросила купить шоколадные конфетки. Сто граммов шоколадных конфет.
Я до сих пор помню, что сто граммов конфет - это шесть конфеток и ещё половинка. Продавец большим ножиком перерубала конфетку пополам. Потом взвешивала и заворачивала в кулёк из грубой коричневатой бумаги. Кулёчек, фунтик такой получался.
А мне было пять лет.
В те годы шоколад ещё продавался; потом исчез. Стоили конфетки дорого. Поэтому всего сто граммов к чаю можно купить в воскресенье, - родители работали врачами и не так много зарабатывали.
Ну вот, я постояла в очереди и с фунтиком конфеток пошла домой, к маме.
А по пути мне встретилась большая девочка. Очень большая. Она страдала гигантизмом, ростом и толщиной была с воспитательницу. Вместо платьица она носила что-то вроде хитона или портьеры. И большие ботинки. А на голове - детские бантики.
Девочка сказала умильно: «Анечка, что это у тебя в кулёчке?».
Я честно ответила: шоколадные конфетки. Сто граммов.
Девочка нравоучительно сказала, что друзей всегда угощают конфетами. Так ведь?
Конечно! Меня учили делиться и угощать. Я немедленно достала конфетку из фунтика, отдала этой большой, очень большой девочке.
Девочка скушала конфету. А потом сказала, что у неё же есть мама. И маме тоже хотелось бы отведать шоколадных конфет!
Я отдала ещё конфету. Она исчезла в кармане девочки. Потом девочка напомнила про своего папу. Любителя сладкого. Я ещё отдала. Я уже тревожилась, но что я могла поделать? Ведь ещё был братишка, как-то странно, всем достанется конфета, а ему - нет!..
В кулёчке почти ничего не было. И я уже с обреченностью отдала конфету для бабушки, дедушки, а полконфетки - для кота Пушка.
Ведь надо всех угостить, раз мы друзья?
Домой я пришла с пустым фунтиком. Мама изумилась: а конфетки где?
Я объяснила, что встретила большую девочку; и расплакалась горько. Я же все сделала правильно! Я угостила!
И папа сказал: «угостить - это не отдать всё. Это дать конфетку. Потому что теперь у нас нет ни одной конфеты, только пустой фунтик, Анечка!».
И мама стала утешать и отвлекать меня, так горько я плакала. Как будто меня обманули…
Домой к своим можно прийти с пустым фунтиком; если будешь угощать вот таким образом. Если отдашь все, своим принесёшь пустую бумажку.
Мне жаль и девочку, которая всегда была голодна. Как Голем. И мою юную маму; мы тогда небогато совсем жили. И себя жалко - маленькую…
А та девочка ещё раз встретила меня у магазина однажды. У меня был только батон за 15 копеек. Я просто молча его отдала. Угостила. Пусть уж сами разделят на всю семью, да ведь?
Но с угощением так часто кончается. Многие это знают…
Анна Кирьянова