Найти тему

Как справиться с негативными эмоциями и провести урок продуктивно?

Оглавление

Учителя – тоже люди, у которых случаются неудачные дни, обидные ситуации и плохое настроение с утра. Обсуждаем, как прокачать свой эмоциональный интеллект, чтобы уметь справляться с эмоциями.

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. У. Черчилль

В глазах учеников учитель – герой: всегда сосредоточенный, веселый, справедливый, готовый рассказать все на свете. Как оставить лишние переживания за дверью кабинета (или крышкой ноутбука) и приступить к уроку образцом мудрости и профессионализма?

-2

Знайте свои эмоции

В своей книге "Эмоциональный интеллект" Дэниел Гоулман уверяет, что первый шаг к гармоничному состоянию – это осознание своих эмоций. Стоит честно спросить себя перед началом урока: как я себя чувствую? Вы удивитесь, но ответить на такой, казалось бы, простой вопрос не всегда удается сразу. На помощь приходит таблица эмоций:

Таблица эмоций - сохраняйте и используйте!
Таблица эмоций - сохраняйте и используйте!

Если перед уроком что-то заставляет вас чувствовать себя неуверенно, некомфортно, то стоит задать себе вопросы:

  1. Что я чувствую?
  2. Что заставляет меня себя так чувствовать?
  3. Что сможет заставить меня себя чувствовать себя лучше?
  4. Могу ли я сделать во время урока что-то, что доставит мне радость?

Последний вопрос очень важен: вы как учитель задаете настроение уроку в ваших руках превратить его в источник позитивных эмоций для себя и для ученика. Например, попросите ученика в конце урока дать обратную связь: в каких темах стал чувствовать себя увереннее, что стало у него получается лучше, от каких страхов он избавился. Иногда факт того, что вы меняете чью-то жизнь к лучшему, здорово помогает отвлечься от мыслей о бытовых проблемах.

-4

Не бойтесь дать слабину

У каждого бывают дни, когда вопросов и позитивных аффирмаций недостаточно, чтобы почувствовать себя в настроении сворачивать горы. Чаще всего в такие моменты мы заставляем себя через силу улыбнуться, мучительно стараемся выглядеть бодрыми, считая минуты до конца занятия, боясь "ударить в грязь лицом".

-5

Эмпатия – важное качество современного человека. Важно не только самому быть внимательным к эмоциям учеников, но и воспитывать в них мысль, что чувства другого человека имеют значение. Образование ведь не только про обучение, но и про воспитание.

Удивительным образом фраза "я сегодня неважно себя чувствую, поэтому меня бы здорово порадовало, если бы ты поделился своими успехами в домашней работе/помог привести примеры из своего опыта/рассказал, как ты поступишь, если тебе не хватает позитивных эмоций". Конечно, важно преподнести это должным образом: чтобы это не звучало как жалоба или оправдание некачественно проведенного урока, но при должной подаче, это подаст ученику важные сигналы:

  1. Вы ему доверяете, считаете достаточно взрослым и разумным, чтобы поделиться своими переживаниями
  2. Вы на одной стороне и делаете общее дело, он может обратиться к вам так же, как и вы можете обратиться к нему.
-6

Займитесь самомотивацией

Вы с учеником – полноправные участники образовательного процесса, поэтому вопрос мотивации важен для вас в равной степени. Вот несколько советов, как быстро помочь себе поднять настроение и сфокусироваться на позитиве:

  • разнообразьте задачи (преподавание дает огромный простор для творчества, проведите урок так, как никогда еще не делали)
  • придумайте систему поощрений для себя (например, после сложного рабочего дня порадуйте себя чем-то приятным)
  • вдохновляйтесь лучшими (достаточно посмотреть несколько минут интервью с человеком, который вам кажется образцом для подражания)
  • не забывайте хвалить себя за любые, даже небольшие достижения и успехи (даже если сегодня это "я смог(ла) провести урок")
-7

Работа педагога – это не только эмоционально и физически тяжелый труд, но и настоящее признание, возможность (без преувеличения!) влиять на судьбы. Главное, при этом не забывать быть внимательным и добрым не только по отношению к ученикам, но и к себе самому. Счастливым ученикам – счастливого учителя!

Любовь Зименко, методист Учи.Дома

#эмоциональныйинтеллект #эмоции #учителям #учи.дома #онлайншкола #онлайнобразование