Найти в Дзене
Вестник Демократии

Действительно ли во всем виновата пропаганда? Разбираем как это работает.

Существует такое распространенное мнение, что во всех проблемах всегда виновата пропаганда. Иногда люди думают, что если убрать пропаганду, то жизнь в стране сразу наладится, и что все общественные заблуждения происходят от информационной обработки, мол, это пропаганда всех обманула и сбила с правильного пути. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе — что такое пропаганда, и как она работает.

Для этого нам нужно обратиться к психологическому эффекту депривации. Депривация в психологии - это стрессовая реакция психики на сокращение, либо полное лишение возможности получать необходимые импульсы. То есть изоляция или ограничения в чем-то необходимом для индивида приводят его к стрессовым состояниям. При этом краткосрочная изоляция может давать положительный эффект. Например, такие явления как медитация, отдохнуть от шума улицы, от звуков телевизора, посидеть в тишине и "помолчать о своем", собраться с мыслями, или закрытая дверь, чтобы отгородиться и отдохнуть — здесь мы наблюдаем положительный эффект.

Но продолжительная изоляция в значимых вещах приводит к негативному эффекту, когда прогрессирует стрессовое состояние. Понятие депривации применимо в разных сферах. Например, есть когнитивная депривация, когда человек не получает необходимой ему информации, и его психика начинает испытывать проблемы и домысливать недостающие данные. Так же бывает эмоциональная депривация, социальная депривация и тд. Карцер - когда человека бросают в темную одиночную камеру — это способ воздействия на психику, основанный на эффекте депривации. То есть долгосрочная изоляция приводит к страданиям, и становится разновидностью пытки. Чтобы выдерживать продолжительное ограничение от внешних импульсов или потребностей человеку необходима целенаправленная подготовка.

Теперь рассмотрим непосредственно механизм пропаганды. Суть пропаганды заключается в том, что психика человека нуждается в некотором постоянном информационном фоне, иначе возникает эффект депривации. Например, всем знакомы такие явления - включить телевизор, не для того, чтобы его посмотреть, а просто чтобы «бухтел», или радио, чтобы просто играло что-нибудь. Смотреть в окошко без какой-то конкретной цели, или сходить на прогулку без необходимости — это разновидность потребности в информационном фоне. Без поступающей из-вне информации психика начинает дестабилизироваться, поэтому человек испытывает потребность в некотором «шумовом», то есть информационном фоне. И пропаганда - это и есть тот самый информационный фон.

Но принятие или не принятие именно содержания такого фона всегда обуславливается содержанием ментальности конечного потребителя. Например, никто не включает фильмы ужасов для фона, или тяжелый металл на первом свидании (ну за редким исключением). Люди принимают в качестве нормального информационного "шумового" фона только то, что соответствует обстановке, их интересам, их нормам, правилам, представлениям или предпочтениям. Если по телевизору вам включить то, что вы принципиально не приемлете, например телепрограмму, в которой вам сильно не нравится тематика, или ведущий этой программы вас раздражает, то даже если вы не смотрите эту программу и заняты другим делом, вы начнете испытывать дискомфорт, и вам захочется выключить телевизор. Такая программа будет вас отвлекать, в то время как симпатичная вам программа — наоборот, окажет успокаивающее воздействие и поможет сконцентрироваться.

Таким образом, пропаганда используется только для заполнения информационного поля шумовым содержанием, и не в коем образе не для «промывки мозгов», потому что содержание пропаганды уже определено запросами конечного потребителя (это как целевая реклама). Если включить потребителю то, что он не приемлет, то он начнет испытывать дискомфорт и давление и отринет подаваемый сигнал. Поэтому сам по себе информационный состав пропаганды никогда не является побуждающим мотивом и причиной событий, а всегда является только отражением уже готовой, сформированной ментальности потребителя. Пропаганда - это заполнение информационного вакуума, который образуется либо естественным путем, либо в результате цензуры и блокировки других шумов. Так проявляется психологическая потребность человека в информационном шуме, который нужен психике как фоновая постоянная составляющая. Если этот шум убрать, то человек начнет испытывать депривацию, и рано или поздно он найдет себе тот информационный наполнитель, который создаст ему комфортную информационную среду. И содержание этого «шума» всегда будет определяться содержанием ментального ядра этого человека. Таким образом, организация пропаганды — это взятие под контроль информационно-шумового пространства, в целях манипуляции действиями индивида. Именно действиями, но не сознанием, не менталитетом.

Иногда бывает так, что правящая группа идет обратным путем, и подстраивает население под готовую пропаганду. Например, чтобы население принимало пропаганду, ему (населению) сначала деформируют психику, а только потом уже "включают пластинку" с нужной пропагандой. Другой способ — это менять состав населения, выключая из социума тех, кто не приемлет нужный для управления всем обществом информационный шум. Такой «обратный» метод пропаганды называется «репрессии». Таким образом, основная функция репрессий в том, чтобы люди с другой ментальностью не создавали искажений в общем информационном фоне, поскольку это затрудняет манипуляции обществом при помощи фона (пропаганды). Еще одной причиной репрессий - то есть подстройки общества под фон пропаганды - может стать разность менталитетов правящей группы и населения.

Репрессии - это частный случай пропаганды, когда население подгоняется под нужный информационный фон (а не фон выбирается под население). Для этого либо устраняются те члены общества, которые не приемлют нужный информационный фон (пропаганду), либо некоторым  индивидам деформируют психику, по сути нанося людям травмы.
Репрессии - это частный случай пропаганды, когда население подгоняется под нужный информационный фон (а не фон выбирается под население). Для этого либо устраняются те члены общества, которые не приемлют нужный информационный фон (пропаганду), либо некоторым индивидам деформируют психику, по сути нанося людям травмы.

Таким образом, если рассматривать процесс в общем, то пропаганда всегда является лишь инструментом управления, содержание которого строго соответствует ментальности той жертвы, которую хотят использовать. Другими словами, институты пропаганды выполняют чей-то заказ, и для этого они "кормят" свою жертву именно тем, что этой жертве очень нравится. Это позволяет использовать жертву и подталкивать ее к нужным действиям.

-2

Пропаганда пичкает своих жертв их любимой едой, чтобы заставить их делать то, что нужно заказчику. При этом пропаганда может не знать всех намерений своего заказчика, но она всегда знает, что совершает плохой поступок и манипулирует обществом.

С какой бы целью не применялась пропаганда - она всегда является отражением внутреннего содержания тех людей, на которых она направлена. По причине неверного представления о пропаганде может возникать, например, непонимание, почему на одних людей пропаганда влияет, а на других нет. А дело все в том, что сама по себе информация, заложенная в пропаганду, вообще ни на кого не влияет, и не «промывает» никакие мозги. Она является всего лишь психологической потребностью каждого человека, или наполнителем для его информационной среды. А какая именно информация станет таким наполнителем - каждый выбирает сам, так сказать «по себе».

Таково концептуальное понимание явления пропаганды. Данная концепция является более сложной относительно бытовых суждений о пропаганде, поэтому она менее удобна для оперирования, нежели упрощенные штампы. Но для того, чтобы правильно интерпретировать суть явлений и корректно оценивать ту или иную ситуацию, всегда надо применять более полные и развернутые модели, без утрирования и сокращений до упрощенных штампов.

-3

___________________________________________________________________________

На этом все, спасибо за внимание. Поддержать канал донатом можно по реквизитам ЮMoney 4100 1178 7892 8514.