Ушедших из жизни друзей всегда вспоминаешь и с благодарностью, и с горечью. До сих пор трудно смириться с тем, что их больше нет рядом. Но применительно к Сергею Песьякову эта горечь только усиливается. Потому что таких одаренных людей - и без того редких - становится все меньше. Естественная убыль не восполняется. Самым счастливым образом в нем сочетались знания, интеллект и креативность. В наш торопливый век все это уже роскошь, без которой можно обойтись. Кому теперь захочется тратить годы га доскональное изучение каких - то предметов и вдобавок - - на тщательное ознакомление со смежными сферами или лаже отдаленными ? Не проще ли наспех пробежаться по верхам ? Когда - то Александр Солженицын сурово окрестил просвещенную часть общества "образованщиной". Сегодня более уместным и куда более справедливым было бы слово "дипломщина". Что же касается интеллекта, то даже природный ум требуется неустанно развивать и оттачивать чтением трудов выдающихся философов, дискуссиями и беседами с подобными тебе людьми, долгими размышлениями наедине с собой. Иначе очень легко оказаться жертвой преувеличенного представления о силе и глубине собственных мыслей. Креативность, казалось бы, более доступна. Но ее чаще всего подменяет беспорядочная мешанина идей с сомнительной эффективностью. Не получилось сейчас - придумаем что - нибудь другое. Или выдадим за получившееся. Настоящий же креатив - это когда попадаешь в точку там, где никаких точек прежде не было. Кто - кто, а Песьяков знал в этом толк. Вообразите себе такую ситуацию. Журналист - телевизионщик из провинции переезжает в город на Неве. Да, за плечами у него еще кузница музыкальных талантов - институт имени Гнесиных и аспирантура при нем. Но культурная столица наводнена местными акулами пера и микрофона. И музыковедов с именем и с регалиями там предостаточно. Каждый из них хотел бы прорваться на телевидение в ту
узенькую нишу, которая отдана серьезным жанрам - симфониям, операм, камерным произведениям. А в итоге право га свою персональную программу получает чужак без связей и протекции. Потому что лучше других понимает,, чем и как привлечь телезрителей. Ему дают не только экранное время, но и не оставляют автором "за кадром". Он становится и ведущим своей передачи "Музыкальная лоция" Его обаяние, доверительная манера общения с экрана и безукоризненная культура речи еще больше способствует успеху нового проекта. Московские коллеги, обратив на него внимание, организовывают ретрансляцию по Центральному телевидению. Теперь за Сергеем наблюдает вся страна, в том числе и родная Осетия, где искренне радуются за него и где он так много успел сделать за какие - нибудь два десятка лет своей разносторонней профессиональной деятельности.
Незаурядность Сережи проявилась еще в детстве. Он, например, не учился в пятом классе, поскольку сразу после четвертого перешел а шестой, сдав экстерном весь учебный материал за целый год. Став же семиклассником, он уже к зимним каникулам покончил с программой за восьмой класс, а к весенним - за девятый. Последнюю четверть он начал уже в выпускном классе и окончил школу в пятнадцать лет. Учился он легко, словно играючи, и порой мог позволить себе по нескольку дней не ходить на занятия, если приходилось много времени музыкальной школе, где он проходил обучение параллельно. Он прекрасно понимал, что быстро усвоит пропущенное, просмотрев учебник, если еще ранее не прочитал соответствующие главы с опережением. Во время одной из таких пауз ему позвонила классная руководительница. Диалог сверхоригинальный. - Добрый день, Сережа ! Как ты поживаешь ? - Добрый день, спасибо, хорошо. Готовлюсь к конкурсу пианистов. - А ты не мог бы прийти завтра в школу ? - А зачем ? - дело в том, что завтра нас посетит зарубежная делегация, и мы хотели бы, чтобы ты что - нибудь для нее сыграл. - Ладно, если будет время, приду. Пришел, блеснул зрелостью фортепианной игры перед гостями и написал на "отлично" контрольную. Разумеется, одного дарования или даже их букета было бы недостаточно для формирования уже в юном возрасте яркой личности. Огромную роль в этом сыграла за замечательная, в которой он рос, Отец Александр Николаевич, журналист, мать Татьяна Борисовна, преподаватель университета, бабушка Серафима Яковлевна, так же получившая в свое время хорошее образование, старший брат Николай, сумевший проявить себя с лучшей стороны в самых разных областях своей деятельности, что впоследствии было характерно и для Сергея. Отучившись два года в училище искусств, он решил не тратить еще один на выпускной курс, а будучи уже уверенным а себе, отправился покорять Москву. Отсутствие обязательной "корочки" у абитуриента озадачил профессоров "Гнесинки", но и талант был налицо. В итоге остановились на компромиссном предложении - место на заочном отделении. Заочники должны были где - то работать и Песьяков в семнадцать лет стал преподавать в родном училище. Если бы в Осетии существовала своя книга рекордов Гиннеса, он непременно попал бы в нее как самый молодой в истории республики преподаватель в системе среднего специального образования. Уже следующей осенью Сергей перешел на дневное отделение музыкального вуза, причем, на второй курс вопреки сложившейся в те времена практике, при которой в подобных случаях год терялся. Вернувшись из Москвы после завершения учебы, Песьяков с головой окунулся в культурную жизнь республики. Музыкальная редакция телевидения. где он начал работать, преобразилась с его приходом. Телезрители стали чаще видеть на экране профессиональные коллективы и отдельных исполнителей - прежде всего с национальным репертуаром. Получили возможность продемонстрировать свои задатки и у представителей самодеятельного искусства. Сергей всюду отыскивал народные таланты и помогал им заявить о себе во весь голос. Понятно, к примеру, что хор городского автопарка - не хор Турецкого. Но разве могли оставить равнодушными водители, которые после смены спешили не домой, а на репетицию, чтобы попеть сообща любимые песни ? Сергей не только "вывел" их в эфир, но и устроил им своего рода гастрольный тур по районным центрам. А сколько программ, посвященных классической музыке, вышло из под его руки и его непосредственным присутствием. Мне без всякого преувеличения нетрудно представить себе женщину где - нибудь в Заманкуле или Бирагзанге, которая, покончив вечером с домашними делами, подсаживалась к телевизору, чтобы послушать рассказ Сергея о Рихарде Ыагнере. И не потому, что ее так уж привлекал немецкий композитор с его тяжеловесными операми - интересно было слушать самого Сережу.
Его организаторский дар дал знать о себе еще при проведении первого в Северной Осетии КВН. Он был и инициатором, и вдохновителем, и по сути дела - единственным ответственным лицом. За короткий срок подобрать в четырех вузах наиболее перспективных студентов с точки зрения поставленной цели, сформировать команды, поработать над домашними заготовками и лаже над экспромтами - все это представляло собой нелегкую задачу. Но Песьяков с ней справился, и тот искрометный праздник юмора, эрудиции и сообразительности стал событием для республики. "Отец" советского КВН Александр Маслюков в написанной им автобиографической книге назвал Сергея Песьякова одним из продолжателей своего дела. Нашему земляку не было еще и тридцати, когда он был назначен художественным руководителем Северо - Осетинской филармонии. Во многом благодаря его усилиям столицу республики посещали с концертами звезды тогдашней эстрады и ведущие мастера серьезной музыки. Думаю, он не покинул бы Владикавказ, если бы не свалившиеся на него неурядицы, прежде всего в личной жизни. Здесь оставались его дочурка Лена, семья брата, друзья... Но он посчитал, что ему необходимо начать жизнь с чистого листа.
Когда россиян захлестнула рыночная стихия, Пеьяков в отличие от многих других не стал ее жертвой. Наоборот, он превратился в весьма состоятельного человека, найдя для себя интересную и перспективную нишу в мире предпринимательства. Созданная им компания занималась продажей комплектов телевизионных студий "под коюч", поставлявшихся из -за рубежа. Со свойственным ему чутким восприятием всего нового, а порой и его предвидением Сергей предугадал, что в стране стремительно начнет расти число телеканалов и для них потребуется современное оборудование. В каждый комплект входила аппаратура для выхода в эфир, для монтажа, для печатания титров и т. д. Эта техника действительно разлеталась, как горячие пирожки. Не мог Пемьяков пренебречь и творческой стороной своей натуры. Его собственная студия работала над самостоятельными и нал заказными проектами. По заказу правительства Российской Федерации был снят фильм, еще в девяностые голы подымавший проблему использования солнечных батарей. Все шло хорошо до того момента, пока партнер Песьякова по бизнесу, ответственный за финансовые вопросы, не эмигрировал спешно в Соединенные Штаты, навесив на Сергея банковские кредиты и текущие долги. Банкиры повели себя, как рэкетиры - преследовали, угрожали и, как не трудно догадаться, не судом. Какое -то время Песьяков вынужден был даже скрываться. Нестандартное мышление и точный расчет помогли ему в итоге разрулить ситуацию. Но длительный период стресса не прошел бесследно. Безжалостный инфаркт настиг его во сне за двое суток до его дня рождения. 14 ноября 1997 года ему должно было исполниться сорок пять лет. Так что сейчас родственники, друзья и все, кто помнят Сережу, отмечают сразу две скорбные даты - 70 лет со дня его рождения и 25 - со дня смерти.
Не могу не привести напоследок хотя бы один эпизод из копилки нашего дружеского общения, которую я бережно храню в душе. Из - за своей незаурядности мой друг порой порой попадал в забавные истории и по
той же причине эффектно выпутаться из них. Однажды в столицу Северной Осетии приехал на гастроли театр откуда - то из Сибири. Давали пьесу Вампилова "Старший сын". Сергей должен был писать рецензию на спектакль. Он заблаговременно пообщался с режиссером, с актерами, его усадили на почетное место в первом ряду, но уже минут через двадцать после поднятия занавеса вся труппа была в шоке. Голова рецензента склонилась на грудь и уже не меняла своего положения. "Неужели мы так плохо играем, что вогнали рецензента в сон ?" - наверное думали сибиряки. То ли Сергей плохо спал ночью, то ли что еще, но дело могло обернуться конфузом. Такое, впрочем, случается. Меня и самого, помню, сморило не где - нибудь,, а в Большом театре, да еще на любимой "Хованщине". В антракте моя спутница взяла для меня театральный бинокль, чтобы я сфокусировался на том, что происходит на сцене. В тот вечер мне тоже довелось присутствовать в зале. Я сидел за два ряда от Песьякова и после окончания первого действия перебрался на свободное кресло рядом с ним. Его быстро удалось вернуть в правильную тональность. Изучая в программке список действующих лиц, он поинтересовался - Кто такая Нина ? - Дочь Сарафанова, Ты пропустил эпизоды с ее участием.
Оставшейся части спектакля Сергею вполне хватило, чтобы с блеском разобрать его в газетной публикации. При этой он не скупился на хвалебные эпитеты. Лишь в конце стояла фраза "Несколько расплывчатым получился образ Нины".
Ло