За всю историческую деятельность кинематографа фильм «Жестокий романс», снятый Эльдаром Рязановым признан одной из наиболее востребованных экранизаций «Бесприданницы» - пьесы А. Островского.
Поклонники его комедийных картин были поначалу немало удивлены подобным авторским решением. Режиссеру удалось собрать в «Жестоком романсе» созвездие блестящих актеров. Специально для съемок были созданы художником А. Борисовым с абсолютной точностью и достоверностью интерьерные стили особняков купцов и не только. Правдоподобностью поражает обстановка кают на «Ласточке» наряду с ресторанным внутренним убранством. Прекрасно получилось передать настроение путем талантливо отснятых пейзажей восхитительных по своему колориту.
Удача должна была быть обязательно. Дело оказалось в некоторой скованности главной героини Ларисы. На эту роль пригласили Гузееву Л. Если темпераментные сцены получились у нее хорошо, отдельные эпизоды не удалось наполнить вдохновением. Сентиментальность наряду с излишней мелодраматичностью отодвигало ее местами на второй план, так как инициативу приходилось отдавать ее партнером. Поэтому подлинный смысл задуманного удалось донести не в полной мере. На экране появилась, таким образом, к примеру, сцена, где красивый и самоуверенный Паратов улыбался под прицелом гвардейца. Сюда же стоит отнести яркие цыганские пляски и песни…
Есть мнение, что в этом и был основной замысел, когда в основном острота ощущений переживаний и драматизма сводилась к звучанию прекрасных романсов в замечательном исполнении. Они по-настоящему говорят именно о «жестокости романса». Приближаясь к трагическому финалу, хорошо ощущается накаливание на экране страстей. Игра актеров в избытке насыщается театральными эффектами. Небыстрая смерь Ларисы, поочередно заглядывающей в лица главам небольшого городка наполняет их глаза и позы предельным ужасом. Однако, мнение нередко сводится к тому, что русское классическое произведение могло быть раскрыто более глубоко.
В характерах персонажей есть немало огня. Это придало сюжету жизненности. Если книгу можно один раз прочитать, фильм с участием превосходных актеров можно пересматривать и по два раза за год, испытывая чувства близкие к восторженности. Совершенно не исчезает удовольствие от очередного просмотра картины.
Можно вполне расценивать в качестве режиссерской хитрой задумки, отдать основную роль музыкальным сценам и исполнению. Исполнение старинных романсов популярной в то время Валентиной Пономаревой на редкость прекрасно передают настроение главной героине. Особенно рвет душу «А на последок я скажу». Вот она неправдоподобная сила старинного русского романса.
Что касается возрастной категории, юным зрителям он будет не только не полезен, но в какой-то степени даже противопоказан. Так что рекомендовать его для школьной программы не желательно вместо прочтения собственно классического произведения. Он создан для людей взрослых с определенным жизненным опытом и способностью рассуждать, не только здраво, но и зрело. Только со временем оттолкнувшись от прочитанной пьесы А. Островского можно не только трактовать события без «шаблонного» восприятия, а по своему разумению. Увидав фильм слишком в юном возрасте, вернуться к нему позднее многим, увы, не захочется.
Что касается мужских ролей, хочется отметить особо Мягкова. Карандышев в его исполнении роль сыгранная небывало сильно. Жалкий чиновник просто разрывается на части от испытываемой страсти. Даже маленький человек не должен быть загнан в угол, иначе вот что потом случается. Кстати, на съемках Мягкову чудом удалось избежать фатального исхода. От чрезмерного увлечения расследованием он отправился вместе с лодкой на дно, случайно оказавшись под пароходными лопастями.
Роскошно изобразил богатого купца Петренко. Особенно доставляют удовольствие, произнесенные им две фразы: «Полное обеспечение до конца дней» и «Для меня невозможного мало».