Найти тему
ЗАГАДКИ ВЕКОВ

КМ Экраноплан 1966: 380-тонный каспийский монстр. Забытая часть советской истории

Оглавление
Экраноплан КМ 1966 года в Каспийском море перед первым рейсом (Источник: Wikimedia Commons
Экраноплан КМ 1966 года в Каспийском море перед первым рейсом (Источник: Wikimedia Commons

Концепция «Экраноплан» определяется скорее как морской корабль, чем как самолет, эта классификация была дана Международной морской организацией. В эпоху холодной войны Советский Союз искал военные инновации, которые впечатлили бы остальной мир и затмили технологии, представленные Америкой. В то же время возникла потребность в более быстрой форме транспортировки для военной логистики.

Наука, стоящая за этим

В 1950-х годах самыми быстрыми лодками в мире были суда на подводных крыльях, эти лодки были вполне обычными, однако у них были стальные крылья, расположенные под носовой частью лодки, чтобы поднять ее верхнюю часть, что уменьшило сопротивление и, следовательно, увеличило ее скорость. Скорость на этих типах лодок составляла около 100 км в час, и это было связано с подводными крыльями, которые вызывали  кавитацию и возмущающую подъемную силу, потому что на определенной скорости даже подводные крылья создавали сопротивление.

Ростислав Алексеев (Источник: Wikimedia Commons)
Ростислав Алексеев (Источник: Wikimedia Commons)

Ростислав Евгеньевич Алексеев был пионером советской инженерной мысли, предложившим решение этой проблемы. Чтобы устранить кавитацию, мешающую подъемной силе, он вынул из-под лодки подводные крылья и создал крылья, которые прилегали к борту корабля как самолет. Двигатели будут переведены на плоскости двигателей, которые будут размещены перед крыльями, чтобы создать достаточную мощность, чтобы полностью взлететь с воды.

Это представляло собой резкий переход от гидродинамики к аэродинамике. Алексеев придумал эту идею, глядя на нормальные самолеты, имеющие проблемы при посадке, так как они будут приближаться к земле, толкающая сила, создаваемая двигателем, все равно не позволит им полностью прилипнуть к земле, пока они не потеряют достаточную скорость. По такому же принципу Алексеев придумывал Экраноплан.

Сбор необходимых ресурсов

Прежде чем построить Экраноплан (экранный самолет), Алексеев придумал множество различных прототипов, с большим успехом использующих концепцию экранного эффекта, однако, чтобы действительно доказать возможности своего нововведения, ему требовалось гораздо больше ресурсов, а собрать такие ресурсы было довольно сложно.

Никита Хрущев (Источник: Wikimedia Commons)
Никита Хрущев (Источник: Wikimedia Commons)

В связи с конфликтами между американцами и Советами во время холодной войны в 1963 году Никита Хрущев, руководивший Советским Союзом с 1958 по 1964 год, искал новый инновационный вид транспорта, который также можно было бы использовать в качестве оружия, чего американцы не сделали. Алексеев обратился к Никите с идеей экраноплана, заявив, что с возможностями этого корабля его можно легко использовать для военно транспортных и стратегических наступательных операций.

Алексеев представил следующие военные преимущества, которыми должен был обладать Экраноплан:

  • Военно транспортные возможности
  • Низкая радиолокационная заметность
  • Невидимый для сонара
  • Способность преодолевать морские мины
  • Очень высокая скорость
  • Доступ к мелководным береговым линиям

Никита был очень воодушевлен идеей «Экраноплана» и позволил открыть ворота военного финансирования. Это была очень хорошая новость, так как она предлагала Алексееву более чем достаточные ресурсы для создания КМ Экраноплана (также прозванного Каспийским морским чудовищем), который станет самым большим «самолетом» эпохи холодной войны.

Инженерный успех

Экраноплан КМ был оснащен двигателем 10 ТРД Добрынин ВД-7. Восемь из этих турбореактивных двигателей должны были быть расположены прямо перед кораблем, который использовался для подъема корабля за счет создания эффекта земли.

Чертежи КМ Экраноплана (Источник: Vintage News)
Чертежи КМ Экраноплана (Источник: Vintage News)

Два других турбореактивных двигателя были расположены в хвостовой части самолета, который использовался для толкания всего корабля, когда он поднимался над водой на 4–14 метров (в зависимости от величины волн). Экраноплан был просто инновацией аэродинамической техники, поскольку он мог не только подниматься, но и толкать себя при весе 240 000 кг, а также мог нести дополнительные 350 000 кг и при этом работать с максимальными возможностями. Его крейсерская скорость составляла около 430 км/ч, а пустым этот монстр мог разгоняться до 500 км/ч.

Однако, несмотря на превосходный внешний вид экраноплана КМ, он страдал одним существенным недостатком, заключавшимся в том, что он мог летать только при относительно спокойном море, а точнее, при волнении выше двух метров корабль/самолет не мог достичь эффект земли. В то же время пилоты, которые летали на этом монстре, говорили, что управлять кораблем было кошмаром, так как было очень сложно поддерживать действие экранного эффекта. Поэтому судно действовало только в Каспийском море, за что и получило прозвище Каспийское чудовище.

К сожалению, экраноплан КМ так и не был принят на военную службу, так как в 1966 году к власти пришел новый советский лидер Леонид Брежнев. Брежнева больше интересовали обычные военные проекты, поэтому он решил прекратить финансирование КМ «Экраноплан» для дальнейшего развития. Эта концепция была подхвачена в 1984 году новым советским лидером Юрием Андроповым, однако технологии были достаточно развиты, чтобы открыть двери для более эффективных проектов.

Если Вам понравилась эта публикация, ставьте лайк(👍палец вверх), пишите свои комментарии. Подписывайтесь на наш канал чтобы не пропустить новые статьи.