Россия, как и Советский Союз до нее, хранит большую часть своего ядерного оружия под водой. Это означает стратегические ракетные подводные лодки. Например, Россия имеет более десятка стратегических подводных лодок, включая бывшие советские атомные подводные лодки и совершенно новый проект "Борей 955", который имеет 16 ракет с ядерным зарядом, включая новейшую "Булаву".
Действительно ли это имеет смысл для России?
На неподготовленный взгляд можно спросить: "Неужели способность запускать МБР через лед и в воду так важна?". Если вы знакомы с географией, вы уже знаете об этом. А когда погода "потеплеет", наши "партнеры" наверняка прикажут всем своим противолодочным, военно-морским и военно-воздушным силам охотиться за нашими подводными лодками. Потеря подводной лодки где-то в морских глубинах может вызвать сильное потрясение и, возможно, разрушительную обратную реакцию.
По объективным географическим причинам Северный флот имеет большое значение для России. Это связано с тем, что, кроме Тихоокеанского флота, это единственный флот, имеющий полный доступ к морю через узкие проливы, контролируемые НАТО, что ставит Балтийский и Черноморский флоты в более сложное положение. Еще одна причина, по которой Северный флот является крупнейшим в России, заключается в том, что это флот ядерного сдерживания с подводными лодками с МБР и полным конвоем надводных и авиационных крейсеров.
Как работают подводные лодки сегодня?
Когда поступает приказ о запуске МБР и подводная лодка находится в покрытых льдом северных водах, она обычно ищет полынью (используя специальный позиционер для поиска самой тонкой части поверхностного льда), замедляет ход, слегка прислоняет корпус ко льду, надувает балласт и поднимается вверх, пробивая лед. Затем, наконец, наступает время запуска. Но они отнимают драгоценное время и создают лишний шум. Следует также помнить, что вражеские подразделения ASW преследуют лодки в режиме усиления X-time. По словам опытных дайверов, толщина льда в северном полушарии в среднем редко превышает 1-1,5 метра. Здесь даже обычные атомные подводные лодки, такие как современные "Бореи", могут разрушиться. Рекорд принадлежит гигантской атомной подводной лодке "Акула", которая пробила 2,5 метра льда при всплытии в 1995 году.
По словам одного из подводников, этот метод также вполне теоретичен: если на поверхности есть толстая ледяная корка и поблизости нет прорубей, подводная лодка может начать стрелять торпедами, чтобы разбить лед. Это имеет большой смысл, поскольку средняя боеголовка 533-мм торпеды составляет около 300 кг.
Могут ли они запускать ракеты через лед?
Как вы уже поняли, все вопросы защиты и скорости реакции особенно важны при использовании своего оружия. В Северном море, где в основном расположена подводная часть ядерных узлов, поверхность воды часто покрыта толстым слоем льда, что любопытно. Сама ракета, очевидно, очень хрупкая, со сложной системой и жесткими ограничениями на стартовую массу и полезную нагрузку, и невозможно сделать саму ракету бронебойной. Если бы это было не так, лед бы раскололся, поэтому инженеры выбрали другой маршрут.
Советский Союз (Россия), вероятно, единственная страна в мире, которая, по очевидным географическим причинам, сосредоточилась на способности ракет, запускаемых из-под воды, самостоятельно пробивать лед. Этот предмет чрезвычайно загадочен, и вы не найдете точных деталей или предметов в Интернете, но это может вам о чем-то рассказать. Самым известным военным проектом на эту тему является баллистическая ракета "Барк", разработанная для атомной подводной лодки "Акула" в 1980-х годах. Наиболее распространенной особенностью этой ракеты была установка небольшого специального снаряда радиального действия непосредственно на носовом обтекателе ракеты и выстрел им из передней части ракеты, что позволяло ей двигаться значительно выше морского льда (согласно одной из теорий, взрывчатка могла пробить лед на расстоянии до четырех метров).
Считается, что в новой ракете Brava использованы наработки проекта Barker, однако есть основания полагать, что запуск ракеты без всплытия подводной лодки вызовет ту же проблему с ледоколом. Хотя наши инженеры могли пойти другим путем, нет сомнений, что эта проблема была решена для Bravo. Конечно, точные характеристики и описания этих конструкций не были обнародованы. Можно сделать только предварительную оценку.