1. Что такое тайм-менеджмент
Жизнь постоянно ускоряется и чтобы не отстать, люди умещают в сутки массу дел. Для развития нужно время и умение правильно распределять силы. В этом поможет тайм-менеджмент. Тайм-менеджмент рассматривают как науку:
- об управлении временем;
- об управлении собой;
- о продуктивном использовании времени.
Цели тайм-менеджмента:
- планирование с использованием приёмов экономии времени;
- создание индивидуального стиля работы для каждого человека, который позволит рационально использовать время и стать продуктивным, с учётом ресурсов организма.
2. Работа и занятость
Для начала разберемся в понятиях «работа» и «занятость». Это поможет понять, что составляет основу труда человека. Занятость близко знакома домохозяйкам. Женщина днями напролёт занята домом и детьми, но это не приносит развития, не учит новому, не добавляет денег. «Настоящая работа» - это то, что продвинет вперед, принесёт прибыль, добавит перспектив. Например, освоение новой профессии, изучение иностранного языка. Занятость – бесконечный поток дел, который ждут другие люди, но никак не помогает двигаться к цели. Как в поговорке: «В колхозе больше всех работала лошадь, но председателем так и не стала».
3. Поглотители времени
Пожиратели времени с легкостью уничтожают этот ресурс. К ним относятся:
- Чтение новостей и проверка соцсетей утром, не вставая с кровати. Отдохнувший за ночь мозг быстро загружается гигабайтами информации, а собственные дела благополучно теряются в хаосе.
- Переписка в чатах способна отнять до 2-х часов в день. Если хочется общения, то заходить туда лучше только во время перерывов.
- Споры в комментариях, участие в обсуждениях– избегайте пустой траты душевных сил.
- Телефонные звонки по часу времени. Родственники и знакомые с без зазрения совести загрузят бесконечными проблемами и переживаниями. Пустые разговоры несут усталость и рассредоточение. Перенесите звонки на вечернее время, когда работа сделана.
4. Продуктивность
Мозгу нужно время для передышки и отвлечения. Нельзя заставить голову работать без перерывов. Одна женщина жила в режиме жёсткого тайминга и делал только полезные дела. Через пару месяцев серьёзно заболела и слегла. Организм не выдержал такого жесткого расписания.
5. Исследования продуктивности
Учёные выяснили, какое количество времени в сутках продуктивен мозг. Согласно исследованиям Бюро статистики США, работник офиса интенсивно работает 3-4 часа в день. Rescue Time в 2017 провели собственное исследование и пришли к выводу, что работоспособность мозга в сутки в среднем 2.5 часа.
Исследования продуктивности по часам:
- 09.00-12.00 – вершина продуктивности мозга
- 12.00-14.00 – падение работоспособности, время на обеденный перерыв
- 14.00-18.00 – энергия восстанавливается, но при этом внимательность падает
- 18.00- 21.00 – занятия творчеством
- 21.00 – 23.00 – организм готовится к отдыху
- 00.00 – 03.00 – сон, если не спать в это время, то работоспособность на следующий день упадёт.
6. Отвлекающие факторы
Главный отвлекающий фактор — это смартфон со звуковыми уведомлениями. Лучше отложить телефон подальше, отключить звук и не открывать сообщения.
Важно не вовлекаться помимо работы в текущие дела, чаепития, перекусы. Иначе потеряется сосредоточенность.
Многозадачность наносит вред умственной работе. Нельзя одновременно разговаривать и составлять отчёт, читать и вести деловой звонок. Так мозг растеряет концентрацию.
При ежедневном планировании действует правило одного дела. Выбирают самую жизненную задачу из двух и сосредотачиваются на ней. Потом выполняют остальные дела.
Для отдыха во время перерывов работает методика быстрого 20-минутного сна, во время которого организм успевает перезагрузиться.
7. Приёмы тайм-менеджмента
Придумано и опробовано много методов и приёмов тайм-менеджмента. Это и приложения, и ежедневники и хронографы. Люди отличаются ресурсами работоспособности, концентрации внимания, внешними условиями. Что будет работать у одного человека, не принесёт пользу другому.
1. Матрица Эйзенхауэра
Табличка из четырёх квадратов помогает разобрать дела по важности и срочности. В верхнем правом углу будут срочные важные дела (угроза здоровью). В верхнем левом – важные несрочные, большие трудоёмкие дела, которые помогут достичь цели. Нижний левый сектор – срочные неважные, это мелкие рутинные дела (домашний обслуживающий труд). Нижний правый сектор – не важные, не срочные дела, которые не несут пользы, но способны поглотить внимание (соцсети, телефонные разговоры).
2. Закон Парето
Детище итальянского бизнесмена Вильфредо Парето. Согласно ему 80 процентов прибыли приносят только 20 процентов продукции. Это означает, что 20 процентов времени, затраченного на задачу, приносят 80 процентов результата. Закон используется для выделения самых выгодных целей и производительного режима.
3. Техника «Помодоро»
Приём придумал Франческо Чирилло, который использовал кухонный таймер-помидор. Из кухонной принадлежности прибор превратился в приложение на смартфоне. Когда таймер заведен, происходит полное погружение в работу и отвлекаться нельзя. После звонка таймера делается перерыв на 5-7минут, а затем снова идёт погружение в дело. Таймер заводят сразу на 3-4 цикла по 25 минут с перерывами.
4. Метод «Съешь лягушку»
Неприятная трудоёмкая задача делается утром, пока незагруженный мозг быстро соображает. После этого наступает чувство облегчения и отступает страх перед другими делами.
5. Метод «Съешь слона по кусочкам»
Например, предстоит написать курсовую работу. Разбиваем задачу на шаги: подобрать литературу в библиотеке, составить план, найти дополнительные источники, написать черновик. Каждый день будет выполняться работа, а затем сложится в один труд.
Выделить на работу сразу половину дня не всегда получается. В таком случае задачу разбивают на куски, на часовые отрезки в течение дня.
8. Правило 10 минут
Даже если не хочется, делать сложную задачу ровно 10 минут каждый день. Это разбивает страх и затягивает в работу.
9. Правило превращения отвлекающих моментов в стимул
Вначале выполняют трудные задачи, а наградой выступают просмотр фильма, общение в чате.
Тайм-менеджмент не даст потеряться в потоке дел. Человек чувствует контроль над собственной жизнью. Исследования среди студентов выявили, что краткосрочное планирование помогает подготовиться к сессии, а долгосрочное не сильно влияет на результат. Значит важно планировать каждый день.
10. Индивидуальный стиль работы
Самодисциплина, сила воли — те человеческие факторы, которые подключают, чтобы тайм-менеджмент работал. Организм владеет ресурсами, которые влияют на способность человека концентрироваться и работать без отвлечения. Способность концентрироваться у людей неодинаковая и зависит от типа нервной системы.
Индивидуальный стиль работы генерируется каждым человеком самостоятельно. Для создания собственного стиля пробуют всевозможные техники и выбрать те, что работают. Это позволит рационально использовать силы и ресурсы с учетом особенностей нервной системы. Специальные приёмы способны скомпенсировать её недостатки.
Предусмотрительность поможет сэкономить силы флегматикам с инертной нервной системой. Самоконтроль сдержит спешку у холериков (подвижный тип). Сильные нервы сангвиников спокойно переносят напряжение и стресс. Такие люди мало утомляются, работают в шуме и суете. Меланхолики слабые и подходят для выполнения монотонной привычной работы. Они быстро систематизируют, планируют, контролируют результат. Но слабые нервы не выдерживают напряжения из-за развитой чувствительности, включается торможение и работоспособность падает. Выход в такой ситуации — больше отдыхать и делать частые перерывы.
Таким образом остается испробовать приёмы тайм-менеджмента и выбрать подходящие для себя.
Так же будут полезны данные статьи по теме:
- Как проверить текст на уникальность
- Как повысить оригинальность текста
Остались вопросы? Нужна помощь? Есть замечания по данной статье? Пишите в комментариях будем рады подискутировать, так же подписывайтесь на наш канал и другие соц сети: